Перейти к основному содержанию

Пять причин для добровольного отказа «периферийных» вузов от участия в программе «Приоритет-2030»

Лейтмотивом долго и неуверенно стартующей программы поддержки университетов «Приоритет-2030» стала, пожалуй, идея усиления региональных вузов. Для большинства из них стомиллионный базовый грант по программе стал бы очень неплохим финансовым подспорьем. Правда, методика распределения денег содержит такие подводные камни, что периферийные университеты (как в территориальном смысле, так и в значении научного и образовательного потенциала) могут и побояться идти на конкурс.

Критерии отбора для участия в программе сразу отсекают небольшие вузы. Нужно иметь не менее 4 000 студентов очников и как минимум один миллиард рублей годового дохода. Крупнейшие вузы большинства регионов эти критерии выполнят. Но вполне может оказаться, что в малонаселённых субъектах федерации не окажется ни одного университета, который смог бы самостоятельно выйти на конкурс «Приоритета-2030».

Возьмём, к примеру, Псковскую область и её главный вуз – Псковский государственный университет. Образованный в 2010 году на базе пяти учебных заведений, он обучает сегодня около 10 000 студентов. Это более чем вдвое превосходит необходимый для участия в программе уровень.

По критерию финансирования ситуация хуже. В 2020 году доходы вуза составили 1 016 080 рублей. Этого едва хватает для захода в программу, но нынешний год, согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, принесёт ещё меньше денег – 959,8 миллионов рублей. Поступления снижаются уже как минимум два года, в 2018-м году они составляли ₽1,4 миллиарда. Имея такой бюджет, как в 2021 году, в программе можно участвовать, только если регион обеспечит софинансирование в сумме 100 миллионов в год, что более чем проблематично.

Missing материал.

Псковскому университету не повезло. Но 17 июня стало известно, что в связке с Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта они создадут математический научно-образовательный центр с федеральным финансированием по ₽40 млн в год. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Тем более что коллеги из более состоятельных вузов, внимательно изучив методику отбора, вполне могут дать обратный ход. Уж очень много обязательств нужно взять на себя победителям конкурса. «Форпост» насчитал, как минимум, пять причин для региональных и недостаточно мощных столичных вузов, чтобы добровольно отказаться от самостоятельного участия в конкурсе.

Причина 1. От победителя потребуется добавлять к федеральному гранту собственные внебюджетные деньги, и запланировать этот процесс на срок 10 лет.

Причина 2. Нужно будет дать согласие на самую пристальную проверку всей своей деятельности Минобрнауки, а также «органу государственного финансового контроля», специальной комиссии проекта и Академии наук РФ, в части исследовательских проектов.

Причина 3. Пункт 3 постановления №729 от 13 мая 2021 года, утверждающего основные параметры конкурсного отбора, рекомендует администрациям субъектов федерации рассмотреть возможность финансовой поддержки своих вузов участников программы. Здесь не идёт речь о 100 миллионах в год, как в специальной группе критериев, о которой говорилось выше. Однако, критическая степень закредитованности большинства российских регионов общеизвестна. Большинство областных бюджетов сводят концы с концами только за счёт федеральных дотаций. В таких условиях они вряд ли будут с охотой впрягаться в поддержку федеральных образовательных учреждений.

Причина 4. Провинциальные университеты (и не только) может смутить наличие такого критерия оценки конкурсной заявки как «модернизация системы управления вузом». Как будто составители методики заведомо относят любой университет к категории проблемных организаций с точки зрения менеджмента.

Причина 5. Пожалуй, главным поводом для опасений можно считать первый, а значит важнейший критерий оценки претендентов на гранты – «амбициозность целей и результатов программы развития университета-конкурсанта». За ним следует второй пункт, отсекающий учреждения, не уверенные в своей безукоризненной репутации – «академическое признание» вуза. При таких критериях сам факт подачи заявки на конкурс для рядового университета областного уровня выглядит дерзновенно.

Missing материал.

Здравый смысл напомнит потенциальным участникам проекта, что грант могут, как предоставить, так и взять обратно. Причём в течение 10 дней. И поводов для этого предостаточно. Требуется отчитаться не только за достижение взятых на себя повышенных обязательств, но и за целевые показатели результативности. Среди них, например, есть условие о привлечении финансирования от предприятий реального сектора экономики.

Последние, как известно, зачастую чувствуют себя ещё хуже, чем дотационные региональные бюджеты. А крупные и преуспевающие предприятия, даже территориально находясь в регионах, часто тяготеют к научно-техническому сотрудничеству с маститыми столичными вузами.

В подтверждение существования этой проблемы приведём слова Анатолия Александрова, ректора Московского государственного технического университета имени Баумана.

Выступая на пленарном заседании IX Международного форума вузов 11 июня текущего года, он откровенно сказал: «Возьмём, к примеру, большой губернский город, где есть две родственные нам кафедры. На кафедрах Бауманки много разработок по тематике коллег из оборонной отрасли [находящихся в этой губернии], а на местных кафедрах в хороших университетах – ничего. Как это получается? Очень просто, иметь желание и возможность проводить научные исследования и уметь победить в конкурсе – это разные вещи. <…> Когда Бауманка выходит на рынок, включается фактор уважения [у предприятий] к предыдущим работам. А молодой развивающийся университет, который многое может, выходит на рынок, не имея за душой успешного вчерашнего проекта. Говорят красиво, цифры показывают красивые. А верить будут? Нет, не будут».

Впрочем, для вузов, оставшихся за бортом конкурса в рамках программы «Приоритет-2030», существует возможность получить какую-то часть гранта по субподряду с использованием такой уже зарекомендовавшей себя формы сотрудничества, как консорциум. Правила предоставления грантов (пункт 6) позволяют перенаправлять часть денег на совместные проекты с партнёрами по объединению – предприятиями или вузами. Для каких-то университетов такая форма сотрудничества может стать единственной возможностью сохранить юридическое лицо и получить дополнительное федеральное финансирование.