Перейти к основному содержанию

Белорусские и армянские студенты о летних школах в Горном: «Это фантастический уровень!»

летние школы
© Форпост Северо-Запад

Первые участники летних школ, возрожденных в вузах города на Неве после пандемии, разъезжаются по домам. Что они думают об образовательных программах, стажировках на производствах и самой организации процесса обучения, подготовленного Санкт-Петербургским горным университетом и Международным центром компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО.

По данным Минобрнауки, в ближайшие годы в России число иностранцев, получающих высшее образование на бюджетной основе в пределах установленной Правительством РФ квоты, увеличится в два раза. В прошлом учебном году на обучение было принято более 13 тысяч жителей других стран, в этом – почти 15 тысяч, а квота на 2021/22 год составляет 18 тысяч. Несмотря на то, что приемная кампания стартовала несколько недель назад, в министерство уже поступило более 7 тысяч заявок от абитуриентов.

Не спадает интерес иностранной молодежи и к реализуемым в российских вузах краткосрочным курсам по специальности длительностью от 1 до 4 недель. Они позволяют не только повысить свои компетенции по выбранному профилю, но и познакомиться с новой страной, ее культурой и достопримечательностями.

Так, в 2018 году Санкт-Петербургский горный университет получил более 200 заявок из 4 стран мира. Через год их число возросло до 450-ти, и вуз посетили делегации из 17 стран. Прошлый год по понятным причинам выпал из процесса. Однако, несмотря на пандемию коронавируса, студенты из Австралии, Германии, Норвегии, Эстонии, Ирака и Ирана интересовались возможностью участия в летних школах старейшего технического вуза России в онлайн-режиме.

летние школы
© Форпост Северо-Запад

В 2021 году высшее учебное заведение вернулось к практике проведения международных интенсивных курсов. Они были проведены в смешанном формате, так как границы многих стран по-прежнему остаются закрытыми. Более 40 человек из Казахстана удаленно повышали свой уровень в области проектирования горнотехнической документации и оборудования с применением программного обеспечения (САРП). Но большинство летних школах состоялось очно. Студентов и аспирантов в Петербург прислали отечественные вузы, входящие в консорциум «Недра», а также университеты из Армении и Беларуси. Всего более 100 человек.

Аспирант Национального Политехнического университета Армении (НПУА) Микаель Мартиросян изучает возобновляемую энергетику и занимается исследованиями в области преобразования энергии солнечной радиации в другие виды энергии, подходящие для практического использования. Кроме того, параллельно с обучением работает инженером турбинного цеха на АЭС. Среди всех направлений летних школ он остановился на «Цифровом горном производстве».

летние школы
© Форпост Северо-Запад

«Сегодня при планировании экономического развития Армения делает акцент на горном деле и энергетике. Петербургский университет известен как одна из наиболее компетентных и передовых научно-образовательных площадок в этой сфере. Выбранная программа позволила углубиться в тему цифровизации. В НПУА ею занимаются только студенты, которые изучают сферу IT. Но технологии идут вперед повсеместно, и здесь я окончательно убедился, что внедрение современных цифровых решений и ПО является ключевым трендом для минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов. Это не привилегия отдельных предприятий, а общая повестка дня. Поэтому необходимы универсальные инженеры, которые понимают технологические процессы на производстве, их экономику, а также владеют навыками программирования и цифровой аналитики. У нас данная сфера находится на начальном этапе развития, поэтому знания и навыки армянские специалисты стремятся получать в других странах», - рассказал Микаел Мартиросян.

летние школы
© Форпост Северо-Запад

По словам молодого ученого, большое впечатление на него произвела лабораторная база вуза и те возможности, которые она дает.

«В Горном университете я познакомился с технологиями, которые в Армении пока не включены в образовательный и научный процессы. Среди них - программное обеспечение на основе Matlab, Matlab Simulink, Ansys, Dassault Systems и на языке Python. В Центре цифровых технологий мне удалось поработать на оборудовании компании Schneider Electric, которая является мировым экспертом в области автоматизации и управления энергией. Более того, программа школы включала посещение компаний, где мы изучали связь цифровых технологий с конкретными показателями эффективности предприятий. Например, выезд на учебно-тренировочный комплекс «Россети» (одна из крупнейших в мире электросетевых компаний – ред.) позволил увидеть современное оборудование, благодаря которому сегодня осуществляется переход к интеллектуальным электрическим сетям. Это устройства релейной защиты, цифровая подстанция, микропроцессорные защиты», - описывает Микаел.

Аспирант подчеркивает, что дело не только в получении опыта несколькими десятками делегатов, но и в его последующей передаче студентам и специалистам. По итогам прослушанного курса он выделил для себя несколько актуальных тематик, которым посвятит научные статьи. В частности, молодой ученый хочет использовать ПО для прогнозирования влияния природных явлений и климатических изменений на энергетический комплекс его страны.

летние школы
© Форпост Северо-Запад

Представители российских вузов приехали в Санкт-Петербург в рамках партнерства, которое заключено между членами консорциума «Недра». Объединение работает над созданием общей научно-образовательной среды, в рамках которой происходит эффективный трансфер знаний и научных достижений. Университеты самостоятельно отбирали наиболее талантливых студентов и аспирантов среди своих обучающихся и направляли на учебу.

Аспирантка Тюменского индустриального университета Аделя Шаляпина проходила летнюю школу по программе «Нефтегазовый бизнес».

«Учась и работая в регионе, мы оказываемся словно в замкнутом пространстве. Все основные отраслевые форумы и конференции проходят в центре – Москве и Санкт-Петербурге. И за исключением данных, которые можно получить из научных журналов, к нам с большим запозданием доходит информация об актуальных технологиях и тенденциях. Именно поэтому нам крайне важны такие мероприятия, как краткосрочные курсы в ведущих научных центрах и вузах. Это возможность получения нового опыта и рекомендаций от экспертов нефтегазового сектора высочайшего уровня относительно того, какие тенденции сегодня актуальны в мире, и в каком направлении стоит двигаться дальше. Так, нам читали лекции вице-президент Российского газового общества, советник постоянного Представительства Республики Саха при президенте России, топ-менеджер Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи и руководитель подразделения Департамента технологических партнёрств и импортозамещения «Газпром нефть». По сути, это была инсайдерская информация из первых уст, которую вы никогда не увидите в открытых источниках. Она касалась добычи и транспортировки газа, концепции энергетического развития Арктики, специфики организованных торгов углеводородами и тренда на декарбонизацию нефтегазовой отрасли. Было очень интересным приобщиться к передовым технологиям - серию лабораторных работ мы выполнили с использованием VR-тренажеров», - делится впечатлениями Аделя Шаляпина.

летние школы
© Форпост Северо-Запад

В виртуальной реальности участники летних школ своими руками запускали, например, станок-качалку на модели Самотлорского нефтяного месторождения и переключали режимы работы скважин на подводном добычном комплексе на месторождении Киринское.

«Сегодня я являюсь ассистентом кафедры бурения скважин, поэтому полученные знания будут использованы, прежде всего, для подготовки занятий со студентами и при написании кандидатской диссертации. В будущем я рассчитываю совмещать работу на предприятии ПАО «Лукойл» с преподавательской деятельностью. Это даст возможность совмещать теорию и практику, и передавать студентам актуальную информацию, полученную на производстве и при участии в различных профессиональных конференциях», - резюмирует девушка.

летние школы
© Форпост Северо-Запад

Большинство слушателей краткосрочного курса впервые посетили Санкт-Петербург и Горный университет. Однако студентка 4 курса Белорусского национального технического университета (БНТУ) Надежда Тяпова познакомилась с российским вузом, который через несколько лет отметит 250-летие, еще в начале июня.

Она участвовала в Международной конференции «Актуальные проблемы недропользования» и заняла первое место в одной из категорий. Научная работа была посвящена модернизации скребковых конвейеров в очистных комплексах, используемых для транспортировки руды в шахтах. Победа обеспечила место в летних школах.

летние школы
© Форпост Северо-Запад

«Здесь совершенно особая студенческая атмосфера и научная среда, другой уровень инфраструктуры и набор компаний-партнеров. Совершенно фантастический уровень. Например, в рамках программы «Горные машины и оборудование» я смогла получить практические навыки работы на тренажерах компании Caterpillar - карьерном самосвале, погрузочно-доставочной машине и бульдозере. Более того, для нас были проведены выездные мастер-классы на базе сервисного центра «Цеппелин Русланд» (официального дилера продукции CAT в России) и «ИЗ-КАРТЭКС имени Коробкова» (крупнейшего отечественного производителя карьерных электрических экскаваторов). То есть мы сначала управляли симулятором, на следующий день – знакомились с машинами в реалии, а затем - видели, как их производят. Это было максимально содержательно! К слову, в БНТУ у нас первые три года в принципе отсутствует практика, поэтому такой подход просто поразил. Насколько я знаю, Горный университет подписал соглашение с «Белазом» о создании инновационного Центра компетенций, и в перспективе студенты еще вовремя обучения смогут получать навыки управления горной и карьерной техникой сразу двух ведущих компаний в этом секторе», - рассказывает Надежда Тяпова.

летние школы
© Форпост Северо-Запад

Отметим, что в завершение каждой летней школы её участники прошли аттестацию и получили сертификаты о приобретении дополнительных компетенций, которые наряду с дипломом о высшем образовании станут конкурентным преимуществом на рынке труда.

летние школы
© Форпост Северо-Запад