Перейти к основному содержанию

Чему российские университеты научатся на «Архипелаге 2121»

До окончания срока подачи заявок на участие вузов в программе «Приоритет-2030» с финансированием в объёме сотен миллиардов рублей (на весь период её действия) осталось совсем немного времени. Он истекает 6 августа. Технические разъяснения для конкурсантов Минобрнауки публикует на специально созданном сайте. По части общей концепции развития университетов роль гуру взяли на себя организаторы Проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2121». Не разобьется ли о скалы этих островов тяжеловесный корабль российской вузовской системы?

Мероприятие проходит в Великом Новгороде с 21 июля по 10 августа текущего года. Организаторы – «Агентство стратегических инициатив» (АСИ), «Университет 2035», «Платформа НТИ» (Национальная технологическая инициатива), Правительство Новгородской области, Минобрнауки РФ и некоммерческая организация WorldSkills Russia. По информации Минобрнауки, в форуме участвуют 120 отечественных вузов.

Министерство безоговорочно поддерживает статус «Архипелага 2121» как средоточия главных идеологических принципов высшей школы. В частности, прямо указывает на то, что университетские команды смогут под руководством экспертов «доработать программу развития своего вуза на основе метазадач нацпроектов». Кроме того, университетам пообещали в рамках интенсива помощь в подготовке тестовых заявок на участие в конкурсе в рамках программы «Приоритет-2030».

Открывшая «Архипелаг 2121» дискуссия на тему «Главные ставки 21 века» вряд ли внесла ясность в понимание того, в каком направлении университетам следует выстраивать свои стратегии. Вместо постановки чётких задач в десятилетнем горизонте планирования организаторы занялись привычным для себя делом – визионерством. Предложили заглянуть в будущее на 30 лет или даже за горизонт 21 века.

«Мы как страна сейчас проживаем невероятно важный период своего развития, когда мы делаем цивилизационный выбор <….> Наш Архипелаг – это про то, как мы с вами и наши дети проживём ближайшие сто лет» - сказал спецпредставитель Президента России по цифровому развитию Дмитрий Песков во вступительном слове.

Missing материал.

Вся дальнейшая дискуссия как будто подготавливала слушателей к мысли, что светлое будущее наступит скорее для потомков, чем для самих участников Архипелага. Однако радикальный поворот образовательной политики предлагается сделать сегодня или никогда. Такая постановка вопроса соотносится с призывом к амбициозности, обращённым к участникам программы «Приоритет-2030» со страниц одного из её основополагающих документов. Но что такое амбициозность при отсутствии ясной конечной цели? Словом, выступления спикеров напомнили риторику представителей российской партии большевиков на заре прошлого века.

Неофициальный телеграмм-канал, созданный специально для обсуждения «Приоритета-2030» провёл опрос среди вузовских преподавателей о главной проблеме при подготовке конкурсных заявок. В нём приняли участие несколько сотен человек. С большим отрывом (35% ответов) лидирует проблема неоднозначности положений конкурсной документации. Три следующих по значимости проблемы: недоработанность электронной системы заполнения заявок (13%), отсутствие нормативной базы функционирования консорциумов (12%) и недостаточное понимание роли стратегических проектов в рамках общей программы развития (11%).

«Докрутить» электронную систему приёма заявок – дело простое. С остальными заявленными проблемами сложнее. Наличие принципиальных изъянов в методологии программы признают почти 60% респондентов. Фактически опрос показал, что большинство вузовского сообщества воспринимает «Приоритет-2030» как набор благих, но бессвязных идей.

Не добавила ясности и опубликованная в середине июля Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования на период до 2030 года. Перечислим 5 основных направлений Стратегии: разработка единых комплексных подходов к цифровой трансформации, развитие цифровых сервисов в образовании и науке, управление данными и построение системы принятия управленческих решений в отрасли на их основе, модернизация цифровой инфраструктуры, формирование цифровых компетенций у вузовских преподавателей и научных работников.

Missing материал.

Из этого списка следует, что поиск путей трансформации, и её конкретные тактические мероприятия стартуют одновременно. Не означает ли это, что государство начнёт вкладываться в новые компьютеры и информационные сети, массово дообучать вузовский персонал, плодить новые сайты, ещё не видя общих контуров процесса.

По сути, Стратегия цифровой трансформации предлагает ввязаться в «драку», а потом посмотреть, что из этого получится. В том, что давление цифровизаторов будет жёстким, сомнений нет. В каждом вузе создаются специальные цифровизационные команды – этакие «комиссары в пыльных шлемах». А Минобрнауки построит аналитическую цифровую систему для перехода на качественно более технологичный уровень управления высшим образованием.

Оставим их в стороне огромный массив расплывчатых формулировок отдельных положений Стратегии, и попробуем взглянуть на документ с точки зрения того, кто будет платить, кому и за что. Конкретика там всё-таки присутствует, хотя и фрагментарно. Например, сказано, что образовательную программу анализа данных на основе искусственного интеллекта, созданную «Яндексом» и «Университетом 20.35», планируется использовать в ста российских университетах. Первоначально она будет бесплатной, но в перспективе «доступ к платформе Университета НТИ 20.35 своим студентам будут оплачивать вузы».

Кто ещё выиграет от грядущей трансформации? Поставщики компьютерного оборудования (все сделки предполагается проводить через специально создаваемый маркетплейс), производители программного обеспечения, разработчики сервисов, EdTech-компании в сфере компьютерного обучения. Что могут получить университеты, которые не специализируются в ИТ-сфере? Мечты о светлом будущем и крах идеи автономизации учебных заведений.