Перейти к основному содержанию

Почему высокая инфляция сегодня пугает потребителей, но не бизнес

В 2021 году Россия впервые за пять лет столкнулась с взрывным ростом цен. Инфляция по сравнению с прошлым годом выросла вдвое. Граждане, как после обвала рубля в 2014 году, не успевают адаптироваться к постоянно снижающейся покупательной способности своих зарплат. Однако в отличие от событий шестилетней давности, бизнес сегодня не разделяет тревог простого потребителя.

Финансовые директора российских компаний, опрошенные консалтинговой фирмой «Делойт», продемонстрировали в 2021 году рекордный оптимизм, как относительно перспектив своего дела, так и по поводу их текущего состояния. Оговоримся, что опрос проводился среди представителей крупных и средних компаний. В малом бизнесе, разумеется, куда больше пессимистов. А среди респондентов «Делойт» таковых оказалось всего 4% против 51% в первом полугодии 2019 года, то есть ещё до вспышки ковида. Означает ли это, что бизнес устраивает высокая инфляция?

Споры макроэкономистов об инфляции напоминают философские баталии на тему первичности бытия или сознания. Одни считают, что низкая инфляция обуславливает снижение процентных ставок, и это уже даёт импульс экономической активности. Другие стоят за обратную причинно-следственную связь – снижение стоимости кредита приводит к увеличению предложения на рынках, а значит и к сдерживанию цен. Те и другие оценивают высокую инфляцию как негативный фактор. Однако в реальном бизнесе случается и по-другому.

«Делойт» проводит свои опросы регулярно, поэтому «Форпост» смог сопоставить графики изменения настроений финансовых директоров с инфляционной кривой по годам. Получилась, что до недавнего времени уровень их пессимизма изменялся в прямой зависимости от ценовых колебаний. Каждый год, с 2016 по 2020-й во втором полугодии пессимизм угасал по мере снижения инфляции. А она к осени, как правило, снижается из-за появления дешёвой сельхозпродукции нового урожая.

график пессимизма
© Форпост Северо-Запад

На эту зависимость не повлиял даже коронакризис. Кстати, доля негативно настроенных участников опроса в период ограничений первой половины 2021 года оказалась даже ниже, чем в сопоставимый период 2018-го (51% и 55% соответственно).

Что же так радует крупный и средний бизнес в нынешнем году, очень непростом для большинства населения? Возможно, секрет кроется в поведении валютного курса рубля. Как мы уже упоминали, в конце 2014 года отечественная валюта резко ослабла. Цены на внутреннем рынке выросли вследствие удорожания импорта. Поскольку российская экономика находится в самой жёсткой зависимости от зарубежных поставок, бизнес вынужден был увеличить расходы на закупки и компенсировать свои потери ростом отпускных цен.

В 2021 году такого обвального падения рубля не было. Наоборот, сложился тренд на его укрепление из-за роста нефтяных цен. Поэтому закупочные цены для российских импортёров складываются довольно комфортными. А отпускные цены растут за счёт изменения рыночной конъюнктуры. Одной из главных причин инфляции внутри страны является продуктовый дефицит из-за возросшего экспорта отечественной сельхозпродукции.

Россияне оказались заложниками беспрецедентной эмиссии денег на Западе. Вслед за ней выросли биржевые цены на зерно, растительное масло, мясо, сахар. Выросли также мировые цены на металл, который также является одним из главных товаров российского экспорта.

война
© pixabay.com

Кроме того, падающий спрос населения ускорил монополизацию рынка. Например, в мае 2021 года, сеть гипермаркетов «Лента» объявила о покупке конкурирующей сети Billa, а принадлежащий банку ВТБ «Магнит» - о поглощении «Дикси». Очередной этап консолидации крупных игроков в ретейле завершён, следовательно, победители могут повышать цены. А людям придётся исключать из расходов любые импульсные покупки в пользу самого необходимого. В итоге потребительская экономика стагнирует.

Сегодня только 19% респондентов «Делойт», представляющих весь отраслевой сред отечественной экономики, считают, что их цепочки поставок будут ориентированы на внутренний рынок. На экспорт нацелено 44% финдиректоров. Ещё 37% компаний пока не вовлечены во внешнеэкономические сделки, но уже задумались о поиске там потенциальных покупателей.

Внутренние цены потянулись следом за мировыми, 65% финдиректоров заявили, что их выручка сегодня выше докризисного уровня. А 89% - уверены, что она превысит его по итогам 2021 года. При этом увеличился ценовой лаг между стоимостью закупки и отпускной ценой, то есть прибыль.

Сегодня 53% опрошенных бизнесменов главным риском для своих компаний считают колебания валютных курсов. Если стремительно повалится рубль, то в инфляционный процесс добавится фактор дорожающего импорта, и тяжело тогда уже будет не только потребителям, но и производителям.

Первое полугодие 2021 года промышленники прошли успешно. По итогам мая Минэкономразвития сообщило о почти 12% росте к соответствующему периоду 2020 года и 3,9% увеличения объемов производства к маю 2019-го. В обрабатывающей промышленности допандемический уровень доходов превышен в ещё большей степени – на 6,3%.

Настроения рядовых обывателей находятся в полном противовесе с макроэкономическими успехами. На свой традиционный вопрос об ожиданиях – позади тяжёлые времена, или будет ещё хуже – ВЦИОМ вот уже третий год получает твёрдый отрицательный ответ более чем от половины опрошенных жителей страны. Впечатляющий получается диссонанс – 4% пессимистов в бизнесе и почти 60% в обществе в целом. Впрочем, не будучи оптимистом, посвящать себя бизнесу в нашей стране вообще невозможно.