Санкт-ПетербургПасмурно+10°C
$ЦБ:73,01ЦБ:85,68OPEC:75,44

Рыцари Круглого стола или новая американская мечта за полгода до ковида

соглашение
© pixabay.com

Девятнадцатого августа будет двухлетняя годовщина ключевого события глобальной экономики, явно недооценённого средствами массовой информации. Ассоциация топ-менеджеров крупнейших американских корпораций Business Roundtable заявила об отказе от идеи максимизации прибыли, как основного принципа деятельности. Ей противопоставили парадигму создания долгосрочной ценности для акционеров и заботы обо всех прочих заинтересованных сторонах.

Имеется в виду удовлетворение и превышение ожиданий клиентов, справедливая оплата труда и инвестиции в образование персонала, этичное отношение к поставщикам и поддержка сообществ, связанных с компанией. С тех пор мир потряс известный эпидемический катаклизм со всеми его экономическими последствиями. Помогает ли новая стратегия глобального бизнеса решению проблем, обострившихся с приходом ковида?

Среди подписантов заявления большинство основных транс-национальных компаний со штаб-квартирами в США. В частности два крупнейших в мире инвестиционных фонда BlackRock и The Vanguard Group управляющих активами в размере более 15 триллионов долларов (это в 47 раз превышает активы Apple). Здесь же влиятельные банковские группы – Citigroup, Goldman Sachs Group, JPMorgan Chase & Co. Техногиганты – тот же Apple, IBM, Intel, «Майкрософт». Представители фармбизнеса - Bayer USA, Pfizer. Крупнейшие производители товаров массового спроса - Coca-Cola, PepsiCo, Johnson & Johnson, «Проктер и Гэмбл». Автомобильные компании - Ford Motor и General Motors, а так же сеть гипермаркетов Walmart, фастфуд «Макдональдс», Компания Уолта Диснея и многие другие не менее известные бренды.

заявление круглого стола
© businessroundtable.org / Подписи топ-менеджеров под эпохальным Заявлением.

Переосмысление философии бизнеса произошло на фоне рекордно высокой уверенности топ-менеджеров в грядущем очередном кризисе мировой экономики. В 2018 году, когда администрация Дональда Трампа провела закон о снижении корпоративного налога с 35% до 21%, в пользу макроэкономических проблем высказывались только 5% участников опроса компании PwC. К концу 2019 года ставка налога осталась на низком уровне, но с пессимизмом в будущее смотрели уже 53% топ-менеджеров.

Каким бы ни было видение перспектив, снижение ставки налогообложения прибыли – это повод для роста дивидендных выплат акционерам. А к этому руководство крупнейших публичных кампаний видимо было не готово. Рискнём предположить, что это является одной из причин августовского заявления 2020 года.

Кроме того китам индустрии нужно было как-то реагировать на усилия президентской администрации Трампа по возврату подразделений американских холдингов в родную юрисдикцию. Такие реформы означали бы неизбежный рост себестоимости из-за повышенных зарплат персонала и увеличения других издержек по сравнению с юго-восточной Азией. Пришлось подать сигнал о росте социальной ответственности. Тем более что ключевые акционеры многих публичных компаний, упомянутые выше инвестфонды BlackRock и The Vanguard Group поддержали намерение сосредоточиться не на распределении текущей прибыли, а на долгосрочном повышении ценности брендов.

Персонал компаний – подписантов, безусловно, оказался в плюсе от новой политики, поскольку она сулит рост доходов и дополнительное образование за счёт фирмы. Потребители тоже не должны серьёзно пострадать, ведь заявление можно трактовать как отказ от жесткой ценовой конкуренции. То есть корпоративные войны уже не будут вестись в ущерб качеству товаров и услуг. Цены при этом, конечно, немного подрастают, но зато массовые товары смогут возвратить себе былую потребительскую ценность. Поставщиков тоже обещали не обижать. Однако требования к качеству, включая всё, что связано с экологичностью (углеродный след и тому подобное) в полной мере относятся и к их поставкам. И если кто-то из участников цепочек поставок обанкротится, то всегда можно будет сказать, что его бизнес модель была не готова к «зелёному» повороту.

промышленные выбросы
© pixabay.com

Явным выгодоприобретателем стали сообщества людей, сформированные вокруг корпораций (в заявлении употреблено выражение people in our communities – люди из наших сообществ). Вероятно, имеются в виду группы приверженцев бренда, а также те, на кого направлена корпоративная благотворительность.

Глобальные корпорации своим заявлением подправили пошатнувшийся имидж транснационального бизнеса. Люди, так или иначе связанные с ними, ощутят на себе блага новой политики. Но корпоративные комьюнитиз – это ещё не всё общество. Чего же ждать рядовым американцам и гражданам тех, стран, где компании – подписанты ведут свою деятельность?

В первую очередь снижения налоговых поступлений в бюджеты своих стран и регионов. Бизнес признал социальную ответственность - за своих, но не за всех. Для людей, не вписанных в орбиту той или иной корпорации, увеличение их издержек, какими бы благими целями оно не было продиктовано, означает сокращение отчислений в бюджет. Значит, государству придётся свёртывать социальные программы и проводить тому подобные непопулярные меры. Пока что развитые страны идут по пути денежной эмиссии и увеличения госдолга, чтобы сохранить социальные программы. Завтра этот ресурс может исчерпаться.

Сегодня в США во власти демократы. Ставка корпоративного налога к радости корпораций не возвращается к прежним высоким значениям, но бизнес уже сигнализирует администрации Джо Байдена, что ужесточение налогообложения вызовет проблемы с внедрением инноваций и рост безработицы. Согласно исследованию всё того же клуба больших боссов Business Roundtable, в этом уверены 98% руководителей компаний.

Крупный американский бизнес подстраховывается. Сейчас у них хороший шанс остаться при прежней ставке, не возвращая свои «колониальные» подразделения в США. Очередной опрос PwC показал, что мрачные настроения в бизнес-среде сменились противоположными. Сегодня уже 76% опрошенных бизнесменов уверены в увеличении темпов роста мировой экономики. А из ТОП-20 основных рисков для корпораций исчезла, например, такая позиция, как отсутствие доверия к бизнесу. Изящный пиар-ход оставил с носом акционеров и получателей бюджетной социальной поддержки. А у представителей антиглобалистских движений нейтрализованы основные аргументы против монопольного произвола.

Подписывайтесь на наши каналы:Google NewsGoogle НовостиYandex NewsЯндекс НовостиYandex ZenЯндекс Дзен