Санкт-ПетербургПасмурно+8°C
$ЦБ:70,13ЦБ:81,74OPEC:83,42

Мнение эксперта: как сэкономить на отоплении

отопление, батареи
© Общественное достояние

В жилищно-коммунальной сфере самая, пожалуй, загадочная проблема – отопление. Жалобы, как ни странно, совершенно полярные. С одной стороны, позднее подключение многоквартирных домов к отоплению и «недотопы», в этом случае люди просто-напросто замерзают в квартирах. C другой – так называемый «перетоп». Это когда сотрудники отопительных сетей работают слишком усердно, в результате чего температура в помещениях превышает все установленные нормы, вызывая дискомфорт.

«Лёд и пламень» батарей

Считается, что «перетоп» наступает, когда слишком тёплая зима. Как, например, в 2019 – 2020 годы. Но и в обычный, среднестатистический осенне-зимний сезон от «перетопа» жильцы начинают страдать, начиная с сентября.

Нынешняя осень - не исключение. Отопление в городе на Неве в связи с низкой температурой воздуха в этом году дали рано. С понедельника13 сентября начали периодически протапливать социальные объекты — детские сады, школы, поликлиники, больницы и интернаты. А в минувшую пятницу городские власти отчитались: в Петербурге отопление дали в 99% жилых домов. По поручению градоначальника Александра Беглова было ускорено подключение к теплоснабжению жилых зданий.

В прошлом году регулярное отопление началось почти на месяц позже, 14 октября. В 2019 году в связи с ранней осенью и резким похолоданием отопление включили 24 сентября. В 2018 году батареи в квартирах горожан потеплели 28 сентября, в 2017 и 2016 годах — 4 октября», — рассказали в пресс-службе ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга».

Но петербуржцы не удовлетворены, они продолжают закидывать Смольный жалобами на «лёд и пламень» в батареях. Причём, если они холодные, то со временем, как правило, в проблемных квартирах становится тепло. Но как быть с «перетопом»? Принято считать, что в жилых помещениях должны соблюдаться определенные температурные режимы радиаторов. Однако на законодательном уровне максимально допустимый показатель температуры самой батареи не установлен. Поэтому и ответственности за «перетоп» никто не несёт. А ведь это не только дискомфорт, но еще здоровье. Особенно страдают люди с заболеваниями лёгких, сердечно-сосудистые больные и астматики. Хорошо, если на батарее есть вентили. Достаточно лишь частично или полностью перекрыть подачу воды в радиатор, и столбик термометра в квартире на глазах поползёт вниз. Если такого регулировочного крана нет, то жильцы открывают окна, вешают на батареи влажные покрывала и одеяла. Проблему с повышенной температурой в вашей квартире это, конечно, решит. Жить станет немного легче, однако проблема не устранится. Есть и другой неприятный аспект «перетопа» — каждый лишний градус, на который нагреваются наши радиаторы, — это деньги.

деньги
© pexels.com

Чтобы не платить лишнее, необходимо обратить внимание коммунальщиков на проблему слишком горячих радиаторов в квартирах вашего дома. Для начала стоит попробовать повлиять на ситуацию через управляющую компанию. Ведь именно она несёт ответственность за конкретный дом.

Если жалоба в УК написана, а результата это не принесло, можно обратиться в вышестоящие инстанции, коими являются жилищная инспекция и Роспотребнадзор. Но и это не зачастую не помогает. Обычно проблема решается сама собой, чисто по-русски. Это когда наступает настоящая зима или же всё-таки происходит плановое снижение температуры в сети. Во многих новых домах на батареях стоят не только регуляторы отопления, но и приборы индивидуального учёта. Тогда жить легче: можно вообще перекрыть батареи и оплачивать только по счётчикам. Но даже в новых домах такое возможно далеко не всегда…

Эксперт советует

Как именно можно решить проблему с помощью установки оборудования? И можно ли в доме постройки позапрошлого века или хотя бы в старой «хрущевке» установить регуляторы и счетчики? А если и установить, то примет ли УК такие нововведения или проигнорирует ваши счетчики и все равно будет начислять плату за отопление по своим тарифам?

О том, как решается эта проблема, рассказывает директор управляющей компании «Комфорт» Сергей Ситников:

«В многих новых домах установлена лучевая (коллекторная) разводка. Для каждого помещения предусматривается отдельная ветка из подающей и обратной трубы. Это позволяет устанавливать датчики, автоматически поддерживающие температурный режим в помещениях в зависимости от уличной температуры. И счётчики, считывающие информацию. Но в большинстве старых домов устанавливать счётчики и регуляторы нельзя. Обычно там вертикальная разводка. То есть, счётчики можно установить лишь на стояке в целом, а узнать, на каком этаже потребили больше тепла, а на каком меньше, невозможно. Можно, конечно, заменить старую вертикальную разводку на горизонтальную, но для этого нужно согласие всего дома, кроме того, подобный капитальный ремонт обойдётся жильцам очень дорого. А окупится такая замена через очень много лет. Никакая управляющая компания за это платить не будет, бремя замены теплосистемы полностью ляжет на плечи жильцов, поэтому на такой шаг мало кто решается.

Можно врезать в разводку вентиль и перекрывать подачу тепла в квартиры, когда слишком жарко. Многие так и делают. В итоге стояк горячий, батареи в подъезде шпарят, а в квартирах - холодные. Это, конечно, лучше, чем страдать от «перетопа», но на оплату за отопление это никак не повлияет: управляющая компания будет выставлять счета по действующим тарифам. Кроме того, это может привести к тому, что у соседей станет слишком холодно, и они предъявят вам претензии.

вентель
© Pixabay.com

Иногда и счётчики не помогают. По закону если хоть один счётчик в доме не работает, то всем квартирам насчитывают по общедомовому прибору учёта. И ничего с этим не поделать. Для тех жильцов, которые продолжали беречь тепло и экономить, моментально меняется формула оплаты: опять показания общедомового счетчика делят пропорционально на все квартиры. В нашей управляющей компании мы предлагаем такой выход: договариваемся с жильцами об установке в теплоузлах специальных регулирующих приборов и счётчиков, которые позволят снизить плату за общедомовые нужды. УК сама приобретает прибор и счётчик, устанавливает их, а деньги за них «раскидывает» на жильцов на определённый срок, иначе говоря, в рассрочку – ежемесячный платёж прибавляется в квитанции. Это стимулирует и УК, и жильцов экономить тепло. Но не все управляющие компании идут на это, многим проще жить по принципу «и так сойдёт».

Но даже подобная не такая уж сложная модернизация теплоузла возможна лишь тогда, когда весь дом выскажет одобрение. А подобное единодушие наступает очень редко, особенно в многоквартирных домах. Собрать жильцов проблематично, выбрать старшего по дому или председателя совета дома – тем более. Одним некогда заниматься жалобами и урегулированием отношений с управляющими и обслуживающими организациями, другие не хотят, а третьи не умеют. Поэтому из года в год жильцы старого фонда жалуются во все инстанции не батарейные «лёд и пламень», однако в основном на этом всё и заканчивается.

Подписывайтесь на наши каналы:Google NewsGoogle НовостиYandex NewsЯндекс НовостиYandex ZenЯндекс Дзен