Санкт-ПетербургПасмурно-4°C
$ЦБ:75,59ЦБ:84,95OPEC:81,31

Из купеческой Москвы с хаски: как жители столицы собираются развивать ездовой спорт в Карелии

Карелия
© Анастасия Голубничая

Небольшая сопка на территории Карелии на сегодняшний день служит для Ольги и Сергея чем-то вроде усилителя сигнала. Чтобы пополнить счет, перевести деньги, разместить пост в Instagram и в целом связаться с большим миром, им необходимо забраться на нее и как в детстве, вытянув руки к небу, ждать милости от бога связи в надежде поймать сигнал посильнее.

Тихий карельский уголок для отрешения от цивилизации супруги присмотрели четыре года назад, но знакомство с Приладожьем началось задолго до этого. Странники решили совершить один из самых необычных дауншифтингов среди россиян и предпочли островам в Малайском архипелаге Куркийокский залив, острова Корписари, Лапинсало и Вяйвяренсаари.

Карелия
© https://m.vk.com/prorider.kennel

Сейчас у ребят 18 сибирских хаски, две взрослые аляски, 15 щенков-метисов. А еще один десятилетний таксоподобный сторожила Себастьян, который является главой и старейшиной всего питомника. И это еще не самый крупный питомник, рассказывают ребята, потому что размеры действительно большого могут варьироваться от 50 до 100 голов.

Свою историю Ольга начинает со слов: «Когда мы еще были нормальными людьми». Но, конечно, в этой фразе заложена большая ирония, поскольку для жителей столицы в Карелии началась своего рода новая жизнь. Свежей страницей стали именно хаски и большое желание развивать ездовой спорт в России, знакомство с которым произошло до переезда, но плотно продолжилось именно в окружении Ладожских шхер.

Карелия
© https://m.vk.com/prorider.kennel

Решение переехать было принято быстро, но не спонтанно. Перед переездом шел активный туристический серф: изучение местности, культуры, ландшафта, а «знакомство-пробник» произошло во время туристической вылазки на машине.

«Мы родились и выросли в Москве и ни разу не сельские жители. Под Сортавала мы живем уже четыре года, а в Карелию уехали из столицы шесть лет назад. Изначально мы рассматривали место, где долгая зима и куда можем приехать с собаками. Выбор был сделан в пользу поселка Сопоха в составе Кончезерского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия рядом с водопадом Кивач. Там мы прожили два года. Без электричества. Сережа начал строить дом и я вообще не знала, что он на это способен: ночью читал, как это делать, а днем строил. Это место в Куркиеки мы искали полтора года, собрали на прежнем месте дом, наняли 25-тонную фуру, погрузили туда все: снегоходы, собак, дом. И опять началась жизнь в палатке, без электричества два года…», - рассказывает Ольга.

Карелия
© https://m.vk.com/prorider.kennel

«У нас всю жизнь были собаки, помню только один год без них. Каждый раз, когда собака умирала или по каким-то причинам мы расставались с ней, я говорил: Все, больше собак не будет, это последняя! А Оля всегда хотел открыть приют и вообще она пацифист. Может быть, когда-нибудь мы его и откроем. Изначально мы хотели уехать в Азию, был в голове план классического дауншифтинга. А потом мы купили Яшу, первый наш хаски, и появились в голове другие картины: длительные походы, северная романтика», - добавляет Сергей.

Понимание, что ездовая команда взращена и готова достойно представлять питомник на соревнованиях, уже есть. Вот только сами соревнования и развитие ездового спорта в России достаточно сложная и неоднозначная история.

Ездовой спорт в России

В отечественной спортиндустрии этот вид имеет странную динамику развития, напоминающую больше параболическую форму. До 90-х годов прошлого века в России гонки на собачьих упряжках считались национальным видом спорта и проводились лишь в рамках северных праздников как дань местным традициям. И только в 1990 году на Камчатке громко провели первую гонку «Беренгию» на 250 километров. Были приглашены журналисты с «материка», подключены областные СМИ и участники «Беренгии» почувствовали себя знаменитыми. Через год к сообществу подключилась Чукотка, где провели международная межконтинентальная гонка «Надежда» по маршруту Ном (Аляска, США) – Анадырь (Чукотка, Россия), а дистанция ее составила 1920 километров. Камчатцы приняли вызов и в 1992 году отправили «Беренгию» по самому длинному маршруту в мире (более 2000 километров) и вошли в книгу рекордов Гиннеса. Так началось неофициальное соперничество двух дальневосточных регионов: у кого более протяженный маршрут, больше участников, есть ли иностранные гонщики?

Карелия
© Анастасия Голубничая

Спустя пять лет подключилась центральная России и в январе состоялась международная гонка «Московия» по маршруту Москва –Петербург, в которой стартовали 17 гонщиков. К сожалению, из них было только два российских спортсмена. В этом же году была организована первая в стране общественная организация по ездовому спорту «Российская федерация гонок на собачьих упряжках» (РФГСУ) . После она стала членом международных организаций ездового спорта ESDRA и IFSS. Тогда появились и первые правила российского ездового спорта, а уже в апреле 1996 года чукотская гонка «Надежда» прошла в статусе Чемпионата России. Спустя год в Петропавловске-Камчатском был создан Камчатский Центр ездового спорта, силами которого прошли первые в стране соревнования по ски-джорингу и кани-кроссу. В 2003 году появилась Всероссийская ассоциация ездового спорта (ВАЕС) и в качестве правопреемника РФГСУ стала членом ESDRA и IFSS. Российские спортсмены активно выезжали на зарубежные соревнования. Также росло число гонок, проводимых в Росси. Спустя год в Петропавловске – Камчатском был организован первый в стране этап Кубка Мира по гонкам на упряжках «Камчадал», а в 2006 году там же состоялся этап Кубка Мира по ски-джорингу.

Только десять лет назад в России прошли первые международные соревнования по бесснежным дисциплинам ездового спорта – двухэтапная ночная гонка «Белые ночи» в Петербурге, организованная спортивной федерацией ездового спорта Северной столицы. В 2011 году Всероссийская ассоциация ездового спорта прекратила свое существование. Из-за этого на некоторый период было невозможно проводить официальные Чемпионаты России, присваивать спортивные звания по результатам международных стартов. Была приостановлена и аккредитация региональных федераций ездового спорта в областных и краевых спорткомитетах. Нарушена система присвоения квалификационных категорий судьям. К счастью, членство в международных организациях Россия сохранила. В сентябре 2011 года с целью объединить региональные организации была создана Межрегиональная Федерация ездового спорта (МОО «ФЕС») и в январе 2014 года зарегистрирована общероссийская общественная организация «Федерация ездового спорта России».

Карелия
© https://m.vk.com/prorider.kennel

Люди, которые занимаются сегодня ездовым спортом, делятся на две категории: спортивные питомники и туристические проекты, цель которых просто заработать на собаках. Ребята не отказываются от туризма и проводят трекинги на 10 километров летом и осенью, а зимой от 2,5 километров и более, но никогда не делают это в ущерб тренировкам.

«С каждым годом в России становится на одну-две гонки меньше. Просто сейчас нет среды, нет комьюнити, мы бы хотели его создать. По поводу гонок сложно сказать что-то однозначное. Например, «Беренгея» больше стала фестивальной, но выигрыш за первое место 5 миллионов стимулирует. Правда, из регионов участвовать приезжает мало людей, потому что приехать туда всем составом с собаками очень дорого, поэтому среди участников в основном местные. Отличными гонками, которые сейчас по разным причинам не проводятся, считались «Северная Надежда», «Калевала» и «Волга квест», - отметил Сергей.

Карелия
© Анастасия Голубничая

Хаски и туризм

Все дни на бывшем финском хуторе проходят в обслуживании собак и хозяйственных работах. В месяц собаки съедают 700 кг субпродуктов (когда, их было еще только 18), и еще столько же корма. А еще нельзя забывать про хорошие шлейки, профессиональное оборудование, спортивные нарты, стоимость которых начинается от 100 тысяч рублей, а за очень хорошую придется отдать до полумиллиона рублей. Мотивирует не бросить все и вернуться к сытой жизни в Москве северные красоты. Карельский край и рассказы местных жителей, которых ребята называют «природными».

Карелия
© https://m.vk.com/prorider.kennel

«Здесь местные жители очень любят свой край, они с таким трепетом к нему относятся. И у нас отношение ко всему меняется. Еще здесь пришли к выводу, что если ты держишь собак просто потому что они твои зайчонки, то это хорошая история, а если ты держишь их просто для того, чтобы зарабатывать на них, то ничего путного у тебя не выйдет. Мы, скорее всего, не популяризаторы породы, а больше антипопуляризаторы, потому что сразу говорим - это собаки не для квартиры, не для города», - убеждена Ольга.

Препятствий на пути к большой мечте еще много. Это и нескончаемая борьба с бюрократическими механизмами кинологической федерации, которая в России является частным бизнесом. Получись лицензию у нее действительно сложно. Это и развитие питомника, а также укрепление его репутации среди местных владельцев собак и других регионов России, тренировки собак для побед на соревнованиях. Но ребята находят внутренние силы и, вооружившись фразой «Не можешь победить толпу - возглавь её», смотрят с большими надеждами не только на радость предстоящих побед, но и перспективы развитие ездового спорта на территории Карелии.

Подписывайтесь на наши каналы:Google NewsGoogle НовостиYandex NewsЯндекс НовостиYandex ZenЯндекс Дзен