Санкт-ПетербургПеременная облачность-3°C
$ЦБ:75,59ЦБ:84,95OPEC:81,31

Как избавить леса от мусорных свалок

свалка в лесу
© pixabay.com

Каждый россиянин сможет отслеживать движение любого автомобиля, доставляющего бытовые отходы от мусорных баков до полигонов утилизации. Росприроднадзор готовится к запуску такого функционала на базе Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. Летом 2021 года ведомство заключило соответствующее соглашение с Роскосмосом, отвечающим за спутниковую навигацию, и компанией-разработчиком сервиса.

Возможно, это поможет улучшить работу специализированных организаций индустрии обращения с отходами, но за бортом остаётся острейшая проблема «чёрной» утилизации. Достаточно непродолжительной прогулки по лесу в пригороде любого мегаполиса, чтобы оценить масштабы бедствия. Зелёные лёгкие городов загажены стихийными свалками, ликвидировать которые Росприроднадзор пока не в силах.

По оценке Счётной палаты общая площадь таких свалок сопоставима с территорией Швейцарии (более 41 тысячи квадратных километров). В 2017 году проблемой озаботился Общероссийский народный фронт (ОНФ). Активисты создали интерактивную карту свалок. За два года со всей страны поступило более 24 тысяч сообщений.

Половину свалок удалось ликвидировать, но вскоре система, вероятно, начала захлёбываться в вале новых выявляемых объектов. Вспомним анекдот о незадачливом владельце роскошного гоночного автомобиля, который, заправляя полный бензобак, не выключил двигатель. Его затея провалилась - даже на холостом ходу расход топлива оказался выше производительности заправочной колонки. ОНФ, похоже, вспомнил анекдот и понял, что борьба со свалками обещает быть бесконечной. Открыв ящик Пандоры, он самоустранился от работы с картой, передав проект Минприроды.

свалка в поле
© pixabay.com

Сегодня в Госдуме лежит без движения законопроект о внесении изменений в Лесной кодекс РФ, предполагающий наделение регионов полномочиями по ликвидации стихийных лесных свалок. Авторы поправок хотят дать региональным бюджетам основания расходовать средства на эти цели, возможно с привлечением федеральных субвенций.

Рассмотрение документа приостановлено до получения заключения Правительства РФ. Похоже, что там не торопятся с ответом – понимают, сколько может стоить поиск, сбор, транспортировка и выгрузка рассредоточенной по всей стране небольшими кучами 41-й тысячи квадратных километров мусора.

Подобную работу всё-таки разумнее начинать после того, как будет найдено решение, предотвращающее появление новых свалок. Судя по всему, главный источник экологической опасности – грузоперевозчики, принимающие заказы на вывоз небольших объёмов строительного мусора и промышленных отходов на малотоннажных грузовиках типа Газелей.

Сегодня общий парк грузовой продукции Горьковского автозавода превышает 700 тысяч единиц. Добрая половина из них – потенциальные нарушители природоохранного законодательства. За правонарушения в этой сфере предусмотрены штрафы. Правда, серьёзный финансовый риск несут юридические, а не физические лица. Например, в черте Петербурга предприятие, уличённое в выбросе мусора на несанкционированную свалку, заплатит до 1 миллиона рублей. С «физика» же возьмут всего ₽5 тысяч.

дорога
© pixabay.com

Вспомним, как устроена структура бизнеса большинства малотоннажных городских и пригородных грузовых перевозчиков. Как правило, водители там не состоят в штате компании (или компаний), которая держит бренд, принимает заказы и сдаёт в аренду транспорт. Они как раз являются теми самыми «физиками», штраф для которых в 200 раз мягче, чем для компаний.

За вывоз полутора тонн строительного мусора (тоннаж Газели) с клиента возьмут около 6 000 рублей, включая погрузку. Полигон твёрдых бытовых отходов (ТБО) оценивает услуги утилизации этого объёма на своей территории в сумму около 3 000 рублей. Ещё 500 рублей уйдёт на бензин. Остаётся 2500 рублей, из которых ещё нужно вычесть маржу оператора приёма заказов и оплату труда грузчиков. При такой арифметике возможность экономить на каждом заказе по 3000 рублей, то есть половину общей выручки, перевешивает и моральный дискомфорт, и риск уплаты штрафа.

К лесным «путешествиям» водителей Газелей подталкивает жёсткая конкуренция. Если кто-то из участников рынка начинает игнорировать полигоны ТБО, то он сразу получает возможность демпинга. Остальным невольно приходится втягиваться в порочную практику.

Серьёзные бренды грузоперевозок взаимодействуют с пунктами утилизации отходов централизованно. Оформляются соответствующие документы: договор, акт об утилизации, транспортная накладная с отметкой полигона. Но не секрет, что так поступают не все перевозчики. За неимением доказательств не будем называть конкретные фирмы, но один из участников рынка рассказал «Форпосту», что существует практика изначально устанавливать водителям, принимающим заказы на перевозку мусора, повышенную ставку вознаграждения с учётом экологических рисков.

При такой политике бизнеса никакие рейды правоохранителей не помогут избавиться от лесных свалок. Может быть, раз уже проторена дорожка в сторону спутникового слежения, имеет смысл распространить практику на весь рынок малотоннажных грузоперевозок. Установка на автомобиль системы мониторинга перемещений (через GPS или Глонасс) стоит сегодня около 5 000 рублей. Хочешь работать – ставь маяк и подключайся к системе. А искусственный интеллект пусть выявляет тех, кто заехал, куда не следует. Не зря же мы вступаем в эпоху цифровизации.

Подписывайтесь на наши каналы:Google NewsGoogle НовостиYandex NewsЯндекс НовостиYandex ZenЯндекс Дзен