Чему Россия может сегодня научить молодых немцев

немецкий студент
© Форпост Северо-Запад

Европейцы – редкие гости в отечественных вузах. Чаще всего у нас учатся азиаты, африканцы и арабы. Однако немец Лукас Либшер в течение 13 лет целенаправленно учил русский язык, неоднократно приезжал как турист и этой осенью перевелся из Фрайбергской горной академии в петербургский вуз.

Пандемия коронавируса, санкции и дипломатические разногласия оказались не в состоянии помешать развитию отношений между Россией и Германией. ФРГ стабильно занимает вторую позицию по товарообороту в нашей стране, уступая лишь Китаю. Конечно же, сотрудничество не ограничивается исключительно экономическими интересами.

В самое ближайшее время в честь 310-летия со дня рождения Михаила Ломоносова состоится торжественная церемония открытия скульптуры великого русского ученого на Дворцовой площади Фрайберга - саксонского города, где просветитель учился химии и горному делу. Там же несколько позже откроется Российский центр науки и культуры, работа которого, в частности, будет направлена на популяризацию русского языка.

Ломоносов
© Форпост Северо-Запад

Когда знание русского языка - преимущество

Лукас Либшер родился в маленьком поселке между Фрайбергом и Дрезденом – Диппольдисвальде. В шестом классе в качестве второго иностранного языка юноше предложили выбрать между французским, русским и латынью.

«До объединения Германии в 1990-ом году русский язык был обязательным практически во всех школах региона, сегодня же он остался как факультативный, да и то не везде (населенный пункт находится на территории бывшей ГДР – ред.). Я рассуждал следующим образом: французский можно выучить в любой момент, латынь нужна в медицине, которая меня не интересует. В то время в мире, где все повально учат английский, именно знание русского языка даст серьезное конкурентное преимущество на рынке труда. Особенно он актуален, если строить карьеру в горной отрасли. Россия – богатая полезными ископаемыми страна, и немецкий бизнес всегда будет заинтересован в сотрудничестве с ней», - рассказывает Лукас.

Еще в юности он понял, что хочет стать горным инженером. Когда ты вырос в 15 км от крупнейшего в Европе месторождения серебра и старейшего горно-металлургического вуза мира, это желание кажется вполне ожидаемым. Вместе с классом молодой человек неоднократно спускался в известную научно-исследовательскую шахту «Райхе Цехе», которая открыта для экскурсий и дает представление о многовековой истории горных работ в Саксонии. На глубине 150 метров школьники знакомятся с подземной транспортной сетью протяженностью 20 километров, узнают об истории добычи серебра в этом регионе, геологии месторождения и спецтехнике.

Такая профориентация не прошла даром – в 2014 году Лукас поступил во Фрайбергскую горную академию.

Фрайберг
© Robert Porter/ Фрайбергская горная академия

Уже на первом курсе он обнаружил, что его альма-матер связывают давние партнерские отношения с Санкт-Петербургским горным университетом. Между ними налажен академический обмен и обучение студентов в рамках программ двойных и тройных дипломов, а также краткосрочных образовательных программ. В рамках одной из них юноша отправился на один год в город на Неве продолжать профильное обучение.

«Для академии очень важны отношения с Горным университетом. Дело не только в том, что Восточная Германия в целом сильно связана с Россией. В нашем вузе училось множество русских ученых, которые стали неизменной частью его истории. Кроме того, большую ценность для немецких студентов и специалистов представляет опыт вашей страны в области разведки и добычи полезных ископаемых», - подчеркивает молодой человек.

«Есть мнение, что Россия – милитаризированное государство»

Лукас был в России не менее 9 раз. Например, в рамках школьного обмена оказался в Липецке. Это совершенно не туристический город, а ядро крупнейшей российской агломерации со специализацией в сфере чёрной металлургии, промышленный и авиационный центр. Во время обучения во Фрайбергской горной академии молодой человек по собственной инициативе попал на практику в Березняки в Пермском крае, где базируется один из крупнейших производителей калийных удобрений в мире - компания «Уралкалий».

немецкий студент
© Байкал/ Из личного архива

«Сегодня в отношении России существует мнение, что это крайне милитаризированное государство, где на каждом углу стоят подразделения полиции или армии. Про медведей, водку и морозы можно даже не упоминать. Каждая страна обладает своим характером и атмосферой, и в этом плане Россия никогда не отличалась безликостью. Я старался отбросить какие-либо ожидания, просто хотел узнать, как здесь живут и изучают горное дело. В результате ни разу не столкнулся с перечисленными стереотипами. Когда же я приехал в Санкт-Петербург, то и вовсе познакомился с европейским городом и его культурным наследием», - вспоминает Лукас.

Отличия немецкой и российской системы образования

Отправляясь в Россию за знаниями, немецкий студент попал в совершенно отличную от европейской систему высшего образования. Например, в Германии специалитет рассчитан на 4,5 года. В этот срок входит обязательная производственная практика, насчитывающая минимум 120 рабочих смен по 8 часов (при желании ее можно увеличить). Однако очень часто обучение длится гораздо дольше – молодые люди отвлекаются на путешествия и участие в различных образовательных и исследовательских проектах. Высшая школа их не торопит.

немецкий студент
© Угольная шахта и Калийный рудник в Германии

«Я семь лет обучался во Фрайберге, и в петербургский вуз меня зачислили на пятый курс. Строгость российского подхода поначалу вызывает легкий шок. В европейских университетах ты можешь свободно формировать расписание и удобный для себя график. Внутри потока практически отсутствуют фиксированные группы. Посещение занятий не обязательно. Здесь все принципиально иначе. Есть еще одно различие: глубина изучения профильных дисциплин. В Горном университете абитуриенту из длинного списка направлений предлагается выбрать конкретную область, которую он будет изучать последующие 5,5 лет. В Германии напротив сделан акцент на универсальности образовательной программы. Например, российские специализации «Подземная разработка пластовых месторождений», «Подземная разработка рудных месторождений», «Открытые горные работы» и «Взрывное дело» у нас заменяет одна общая - «Горное дело». С одной стороны, местная система оказывает серьезное давление на школьника, который еще в юности должен точно определиться с профессией. С другой стороны, она предполагает гораздо более внимательное постижение процессов и технологий», - объясняет Лукас.

немецкий студент
© Форпост Северо-Запад

Итогом его поездки в Россию станет диплом Санкт-Петербургского горного университета. После возвращения на родину новоиспеченный специалист также получит документ об окончании немецкой академии. Это увеличит его шансы на то, что среди молодых инженеров работодатель остановит свой выбор именно на нем.

«Мы – будущее мира!»

Помимо получения высшего образования, Лукас активно участвует в общественной жизни российского вуза. В частности, он поддерживает инициативу студентов Горного университета по созданию движения «Голос студентов», выступающего за урегулирование международных конфликтов и снижение уровня эскалации политической напряжённости во всем мире.

«Это очень важный шаг, нацеленный на позитивное развитие общества. Мы должны напомнить чиновникам и политикам простую истину: лучше инициировать дискуссию на дипломатическом уровне и таким образом понять позицию другой стороны, чем принимать решения, которые только усугубят и без того холодные отношения. Конечно, если бы политикой занимались исключительно молодые люди, они быстро бы наломали дров с учетом максимализма, который свойственен нашему возрасту. Однако недооценивать наше мнение недопустимо. Уверен: для взвешенной оценки окружающих нас событий возможен только всесторонний подход. Мы – это будущее мира!» - считает Лукас Либшер.

В настоящее время в мире проживает 1,8 млрд молодых людей — самое большое число за всю историю человечества. Сегодня работа с ними, привлечение их к построению открытого общества и создание условий, позволяющих развиваться, входит в стратегические задачи организаций самого высокого уровня. Например, стратегия под названием «Молодежь-2030» реализуется в рамках ООН.