Перейти к основному содержанию

Сотрудники Минэнерго знают о водороде больше, чем учёные?

Минэнерго РФ предложило перевести 10% городского и междугороднего пассажирского автотранспорта на водород уже к 2030 году. Об этом сообщило РБК со ссылкой на проект технологической стратегии развития водородной отрасли. Документ был разработан Российским энергетическим агентством, входящим в структуру Министерства.

Замечательные всё-таки у нас чиновники. Им велели развивать водородную энергетику, они взяли под козырёк и бросились исполнять. Как говорится, партия сказала «надо, комсомол ответил «есть». А ведь с момента судьбоносного заседания Правительства, на котором было заявлено о намерении занять 20% мирового рынка самого лёгкого в природе газа, прошло всего ничего – каких-то полгода.

Даже интересно, с кем, собственно, мы имеем дело? Кто входит в коллектив авторов этой судьбоносной бумаги, практическое воплощение которой в жизнь наконец-то снимет Россию с нефтяной иглы и поставит на правильные рельсы, по которым катится весь цивилизованный мир? Какое у них образование? Какими познаниями в области водорода они обладают? Знают ли что-то такое, что пока неведомо учёным, раз уж строят столь грандиозные и далекоидущие планы?

Последний вопрос особенно актуален. Ведь дело даже не в том, что 10% российского парка автобусов – это около 40 тысяч машин. И обещание изготовить их за восемь лет, когда на руках только-только появился опытный образец, об испытаниях которого пока ничего не слышно, мягко говоря, похоже на явную переоценку собственных возможностей. Дело в другом. В том, что наладить в промышленном масштабе выпуск транспорта, работающего на H2, пока ещё никому в мире не удалось (дирижабли оставим за скобками, они слишком часто взрывались, а потому назвать эту индустрию полноценно работавшей язык не поворачивается).

Для массового производства водоробусов и создания профильной инфраструктуры, в частности, разветвлённой сети заправок, необходимы не только государственные дотации и желание минимизировать углеродный след. Нужна ещё, как бы это сказать… небольшая трансформация физических и химических законов окружающего нас мира. Задача, конечно, не из лёгких, но обойтись без её решения, к сожалению, никак не получится.

О чём идёт речь? Водород, как известно, занимает в периодической таблице химических элементов почётное первое место. Если кто-то думает, что Дмитрий Иванович Менделеев поставил его туда, что называется, «по приколу», то он глубоко ошибается. Наш великий химик поставил его туда потому, что атом водорода – самый лёгкий в природе. А его молекула настолько мала, что способна проникать в кристаллическую решётку практически любой стали.

Именно поэтому нельзя просто взять и загрузить H2 в существующие газопроводы, газгольдеры или топливные баки. Они рано или поздно будут разрушены, а их содержимое вырвется наружу и вступит в реакцию с кислородом, после чего, произойдут очень сильные взрывы. Понятно, что избежать их можно только в том случае, если наладить массовый выпуск специзделий, в частности, резервуаров, способных гарантировать 100%-ную герметичность.

В последнее время всё чаще можно услышать постулат, утверждающий, что водород вскоре станет одной из «зелёных» альтернатив нефти и газу

Такие технологии, конечно, есть. Но применяются они лишь для создания экспериментальных образцов техники, работающей на водороде. Создать на их основе поточное производство и построить с нуля необходимую инфраструктуру вряд ли получится, ни один бюджет этого попросту не осилит.

Мало изготовить водоробус, который в 7-10 раз дороже обычного автобуса. Для того, чтобы несколько таких машин ходили по маршруту, требуется также построить, как минимум, пару заправок и несколько водородовозов, которые будут доставлять туда «топливо будущего». А ещё, само собой, завод, где это топливо будет производиться, или систему водородопроводов, по которой оно будет поступать из других регионов. Вероятно, придётся также предусмотреть на наших дорогах выделенные полосы движения для нового вида транспорта. Ведь ДТП с его участием на оживленной городской улице может привести к разгерметизации бака с горючим, сильному взрыву и многочисленным жертвам.

Одним словом, дорого и небезопасно. Именно поэтому сегодня в мире и в помине нет никакого рынка водорода. А спрос на него обеспечивают вовсе не энергетики и не транспорт, а нефтеперерабатывающая и химическая отрасли.

Так почему же авторы стратегии, нисколько не смущаясь, обещают нам через 8 лет перевести сразу 10% пассажирского автотранспорта на альтернативный и никем не освоенный энергоресурс? На чём основан их оптимизм? На отсутствии понимания проблемы или на том, что они нашли способ «разгрызть этот орешек»?

Есть и ещё один насущный вопрос. Почему именно водород? Почему, например, не гелий? Ведь в компьютерных играх, фантастических книгах и фильмах он сейчас фигурирует в качестве топлива будущего даже чаще, чем первый номер таблицы Менделеева. Да и имидж у него получше. Всё-таки дирижабли заметно подпортили репутацию H2, создав вокруг него некий негативный фон. За гелием такой шлейф пока не тянется.

Быть может, всё дело в том, что документ писали представители старой школы? Те, кто в детстве читал Жюля Верна, а не Иена Макдональда. Первый, как известно, ещё 150 лет назад в своём романе «Таинственный остров» писал, что «вода в один прекрасный день будет использоваться в качестве топлива, применяться будут водород и кислород, из которых она состоит». Второй же – наш современник, он специализируется на киберпанке и делает ставку на «более продвинутый» источник энергии.

Вполне возможно, что совсем скоро, когда в Правительство придёт молодая поросль, она наконец-то перестанет кормить нас сказками французского писателя-фантаста, возьмётся за осмысление творчества его ирландского коллеги и напишет стратегию развития гелиевой отрасли. Принципиально, конечно, ничего не изменится. Автобусы будут ездить на природном газе или заряжаться от сети. Но обсуждать перспективы гелия всё-таки будет немного интереснее. Ведь очевидно, что водород в качестве горючего себя уже немного дискредитировал.