Перейти к основному содержанию

Штрафы Шрёдингера: петербуржцам придумали наказание за отказ от маски при входе в метро

безмасочники метро
© Форпост Северо-Запад

Парламентарии Северной столицы обсудят законопроект о правонарушениях в общественном транспорте. Особое внимание будет уделено ношению СИЗ — в пандемию коронавируса это больная тема, поскольку сегодня горожане сами решают, надевать им маски или нет. Конечно, кондукторы и работники подземки регулярно напоминают о необходимости поберечь себя и окружающих, но количество тех, кого всё-таки оштрафовали за нарушение — ничтожно мало.

Ещё в конце января губернатор Петербурга Александр Беглов внёс в Законодательное собрание города проект об изменениях в закон «Об административных правонарушениях в Петербурге». Инициативу рассмотрят на заседании парламента 16 февраля.

«Препятствование выполнению служебных обязанностей работниками перевозчика, невыполнение их законных требований влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей», — говорится в одном из пунктов документа.

Под это правило попадает и отказ пассажира метро надеть маску на входе после соответствующей просьбы сотрудника подземки. При этом в городе уже есть мера, регулирующая ношение защитных средств в общественном транспорте. Так, за отсутствие СИЗ человека могут оштрафовать на четыре тысячи рублей. Если он повторно «попадётся» на нарушении — на пять тысяч.

Представитель фракции «Яблоко» Борис Вишневский в разговоре с «Форпостом» высказал мнение, что новая мера будет лишней.

«Я думаю, что эта норма избыточная. Или тут нужно обязательно указывать, что речь не идёт о ситуациях, когда требования касаются того, за нарушение чего уже существуют меры административной ответственности. Грубо говоря, если человек без маски, то его нельзя дополнительно штрафовать за отказ её надеть по требованию. Его нужно штрафовать за то, что у него нет маски. А иначе получается два наказания за одно нарушение», — разъяснил свою позицию парламентарий.

Коммунист Александр Рассудов сразу оговорился, что ещё не ознакомился с законопроектом, однако «Форпосту» рассказал, что в данном случае непонятно, зачем нужна транспортная полиция.

«… по сути речь идёт о том, что мы наделяем сотрудников метрополитена статусом должностного лица. Насколько это возможно с точки зрения федерального законодательства — на данный момент не могу прокомментировать, поскольку административное производство находится в сфере совместного ведения и федерации, и региона. Но всё же оно должно отвечать основам федерального законодательства. Это первый вопрос, который у меня возникает. Второй — с точки зрения целесообразности. Во-первых, есть ещё ОВД на транспорте, то есть полицейские, которые осуществляют охрану общественного порядка, в том числе и в метрополитене. Мне кажется, если возникают такого рода ситуации, то дополнительные полномочия именно у сотрудников метрополитена излишни, поскольку эту функцию должны выполнять те, кто ради этого и создан, то есть полиция», — пояснил представитель КПРФ.

В петербургском метрополитене есть проблема: пассажиры надевают СИЗ на входе, а после турникета сразу же маску снимают. Как быть с такими пользователями подземки? Тут мнение парламентариев разделились: кто-то советует штрафовать, другие — воспитывать.

«Штрафами эту проблему не решишь. Только доносить информацию, объяснять необходимость ношения маски. Надо достучаться до сознания человека. Я прекрасно понимаю, что за два года люди очень устали от этого всего, очень надеюсь, что нам совсем немного потерпеть осталось. <…> Но если сотрудники метро просят надеть (маску), то обязательно надо надеть. Ну и от личной дисциплины всё зависит», — считает единоросс Константин Чебыкин.

«Я тут с интересом прочёл, что по-моему за месяц аж 75 человек оштрафовали за отсутствие масок. У меня такое ощущение, что без масок не 75 человек было за этот месяц, а это число десятками и сотнями тысяч исчисляется на самом деле. Контролировать это можно простейшим путём. Прямо в метро фиксировать людей без масок и их привлекать к административной ответственности. Как часто делается. Если этих случаев будет не 75, а больше, то народ задумается, чтобы как-то вести себя иначе. Потому что человек должен нести ответственность и заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих. Потому что использование средств индивидуальной защиты в общественном транспорте — это просто безопасность», — указал Вишневский.

По мнению Рассудова, у Петербурга в этом вопросе есть два пути.

«Первый — идти по московскому пути, когда пытаются с помощью камер распознавать лица, и уже на основании этой фотофиксации происходит привлечение к административной ответственности. Назовём его “кнут”. А второй, конечно, не совсем пряник, но он мне намного ближе. Это разъяснительная работа, где у нас, к сожалению, немного побед. Во-первых, ребята, вы подвергаете опасности собственную жизнь, не нося маску. Вирус никуда не ушёл. Но и помимо ковида мы забываем и о других заболеваниях», — подчеркнул коммунист.

В пример парламентарий привёл смертельные случаи с туберкулёзом среди несовершеннолетних, когда дети умирали от одного «плевка в песочнице».

«И продолжая про вариант с пряником… Люди подвергают свою жизнь опасности. И часто я слышу: "я не ношу (маску), потому что я вакцинирован". Хорошо, но даже если ты вакцинирован, это не даёт 100%-ной гарантии, как мы видим. Заболевают и те, кто вакцинированы. А во-вторых, ты всё равно можешь быть носителем вируса. И это непорядочно и некорректно по отношению к остальным. Есть люди, которые в силу медотвода или по медицинским показаниям не могут быть вакцинированы, что ж им теперь не выходить из дома?» — задался вопросом Рассудов.

«Следственный» эксперимент

«Форпост» понаблюдал за пассажирами петербургском метро за день до обсуждения новых штрафов и проанализировал, скольких из них можно было бы наказать.

В вестибюле станции метро «Площадь Восстания» около шести вечера было многолюдно — за две минуты зашло около 100 человек. Из них 23 пассажира оплатили проезд и прошли через турникет без масок. В их число мы включили и тех, кто приспустил маску до подбородка. При этом, проходя к эскалатору, никто из них даже не делал вид, что надевает средство индивидуальной защиты. Работник метрополитена, тем не менее, стоял на входе и просил использовать СИЗ, однако его можно было без труда проигнорировать.

У схода с эскалатора из 100 пассажиров уже 25 были без масок. При этом одна женщина, заметив камеру, сразу её надела. Среди людей без СИЗ были как пожилые люди, так и дети.

В комитете по транспорту и петербургском метрополитене «Форпосту» не смогли оперативно предоставить информацию о количестве оштрафованных за отсутствие масок в метро в 2021-м и в начале этого года. «Форпост» направил в ведомства официальные запросы.

Напомним, в конце января масочный режим в метро Петербурга продлили по 31 марта 2022-го. Ограничения будут действовать в соответствие с внесёнными изменениями в антиковидное постановление Смольного.