Перейти к основному содержанию

Кого называли «отцом русского Донбасса»

Горлов
© Общественное достояние

Несмотря на то, что еще в 1722 года Пётр I издал указ «О приискании на Дону и в Воронежской губернии каменного угля и руд», сооружали примитивные самодельные шахты и разрабатывали залежи Донбасса преимущественно крестьяне. Промышленное освоение Донецкого угольного бассейна началось лишь спустя 150 лет. Как привлечь бельгийских инвесторов, зачем строить железную дорогу к центру империи и открывать первое техническое учебное заведение на территории современной Донецкой области? Человеком, который ответил на эти вопросы, стал Петр Горлов. Именно в его честь назван один из крупнейших городов региона.

Будущий организатор горного производства родился в 1839 году в Иркутске в семье действительного статского советника и председателя Иркутского губернского правления Николая Горлова. Отец был человеком прогрессивных взглядов и активным приверженцем идей декабристов, что в определенный момент стоило ему политической карьеры. За самовольное облегчение режима пребывания декабристов в сибирской ссылке (вместо Нерчинского рудника направил их на заводы) его вынудили подать в отставку и переехать в Подмосковье, где бывший высокопоставленный чиновник стал предпринимателем.

Петр Николаевич поступил в престижный Санкт-Петербургский институт корпуса горных инженеров, который в 1859 году окончил с золотой медалью. Выпускник получил распределение на юг Российской империи.

Горлов
© Форпост Северо-Запад

Благодаря амбициям и таланту Горлов достаточно быстро продвигался по карьерной лестнице. Начав со службы на Лисичанском руднике в штате «Русского общества пароходства и торговли», в 1864 он уже выступал помощником инспектора горного промысла на землях Войска Донского. Вскоре последовало новое назначение - должность начальника II Горного округа. Инженер возглавил строительство водоотлива на Грушевском руднике и параллельно по собственной инициативе составил первый горно-геологический атлас рудника. Документ был оценен экспертами на самом высоком уровне и без изменений включен в первую пластовую карту угольных месторождений Донбасса.

В 1868 году произошла поистине судьбоносная встреча Петра Николаевича с видным предпринимателем, близким к императорскому дому Романовых - Самуилом Поляковым. Известный концессионер, которого называли «российским Вандербильдом», приехал на юг страны, так как получил от царского правительства подряд на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Он искал специалиста, не только знакомого с геологией, но и способного взять на себя руководство возведения первой крупной железной дороги в Донбассе. Ему рекомендовали молодого, но уже весьма опытного Горлова.

Он провел необходимые геологоразведочные работы, составил карту прокладки магистрали и — вблизи трассы, возле реки Корсунь, — обнаружил богатое угольное месторождение. Изучив образцы и прикинув запасы ископаемого, Петр Николаевич решил, что именно здесь сможет добывать дешевый и качественный уголь для будущей железной дороги. Переоборудовав две крестьянские шахты (углубив стволы и построив систему конной тяги), он полностью обеспечил потребности донецкого участка магистрали. Со временем объемы добычи возросли настолько, что их стало хватать и на продажу. 23 декабря 1969 года состоялась торжественная церемония открытия новой ветки и запуск поездов. Связав Донбасс с центром Российской империи, Горлов фактически открыл донецкому углю выход на отечественный и зарубежный рынок сбыта.

Горлов
© Открытие Курско-Харьковской железной дороги, 1869

Участок возле реки Корсунь оказался необычайно богат не только каменным углем - между пластами «черного золота» были обнаружены залежи железной руды. Петр Николаевич посоветовал Полякову открыть здесь металлургический завод, а для обеспечения топливом будущего предприятия построить полномасштабный каменноугольный рудник. Самуил Соломонович высоко ценил советы Горлова, поэтому он добился указа царя Александра II о выделении 500 десятин земли под Азовский рельсовый завод и попросил горного инженера возглавить этот проект.

Корсунскую копь (сегодня шахта «Кочегарка») строили по последнему слову техники. Горлов лично поехал в Бельгию, чтобы выбрать и заказать там самое современное оборудование. Образование и полученный опыт позволили ему внедрить собственные инновационные разработки. В частности, он впервые в мире применил потолочную систему добычи каменного угля с закладкой выработанного пространства, что дало возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов. Эта методика применяется и в наши дни, и это лишь подтверждает тот факт, что для конца XIX века она была просто революционной.

Горлов
© Потолкоуступная разработка каменного угля в Корсуньском руднике № 1, 1895

Рудник, запущенный в 1874 году, включил в себя предыдущие реконструируемые Горловым шахты и стал одним из наиболее внушительных профильных предприятий Донбасса. Уже в 1879 году на нем работало более тысячи человек, которые производили свыше 5 млн пудов каменного угля. Для их проживания был построен поселок Горловка, названный в честь своего основателя и впоследствии ставший городом.

Журнал «Горное дело» писал: «Корсунский рудник устроен весьма рационально, прочно и по своим техническим приспособлениям едва ли не должен быть поставлен на первом плане». Добываемый уголь был признан одним из самых ценных в Донбассе, что позволило Самуилу Полякову представить его на Всемирной промышленной выставке в Вене. Как и следовало ожидать, это привело к притоку иностранных инвестиций в южный регион Российской империи. Например, бельгийцы с подачи Петра Николаевича построили в Горловке машиностроительный завод.

Горловка
© Корсунская копь

Стоит отметить, что обустройством рудников и коксового производства деятельность инженера-геолога не ограничивалась. Для организации мощного угледобывающего комплекса необходимо развитие полноценной социальной инфраструктуры. Поэтому по инициативе Горлова строились библиотеки, больницы, церкви и школы. Но самым значимым для молодой отрасли было его предложение на заседании «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» отрыть техническое учебное заведение (первое на территории современной Донецкой области), которое бы восполняло растущую потребность региона в горняках.

Получив горячее одобрение акционеров, Петр Николаевич приступил к созданию Горного училища. Имея перед собой пример собственной альма-матер, он подобрал преподавательский состав, составил образовательную программу и устав, лично участвовал в наборе студентов. Училище торжественно открылось 16 августа 1878 года, и с 1881 по 1914 года только высококвалифицированных штейгеров выпустило 1134 человека.

Горлов
© Горловский горный техникум

В 1924 году учебное заведение преобразовали в горную школу, а в 1933 году - в каменноугольный техникум имени Румянцева. В 1930 году были выделены ассигнования для строительства нового учебного корпуса, общежития и жилья для преподавателей. Все они разместились на центральной площади города. В послевоенные годы техникум стал одним из крупнейших в стране. В нем кроме отделений горно-механического и разработки полезных ископаемых открылись новые — технологии органического синтеза и бухгалтерского учета, и в результате он был переименован в индустриальный.

За проявленные успехи по развитию минерально-сырьевого комплекса страны Горлова наградили чином статского советника, Орденами Святой Анны и Святого Станислава. Он стал широко известным специалистом, которого активно приглашали для организации добывающих предприятий по всей стране. Под руководством инженера-геолога была построена Макеевская угольная копь и заложена Чегарская копь (ныне шахта «Южнодонбасская») на Донбассе, обустроены две копи и разработано Ткибульское месторождение на Кавказе, вблизи Владивостока открыты залежи спекающихся углей, которые получили наименование «Свято-Макарьевского угольного месторождения».

Горлов
© Петр Горлов (в нижнем ряду в центре) среди членов Совета съезда горнопромышленников юга России, 1911 год.

Во время русско-японской войны 1904—1905 годах Горлов был приглашён правительством в Маньчжурию, где также внес значительный вклад в развитие угольной промышленности. В 1909 году он вернулся во Владивосток, а через несколько лет – в Санкт-Петербург, до последних дней жизни работая в департаменте горного дела. Умер Пётр Николаевич, окружённый почётом и славой, в 1915 году в возрасте 76 лет.

Донецкая область стала одним из крупнейших промышленных регионов сначала СССР, потом России, и, наконец, Украины. В 1999 году в центре Горловки к 160-летию со дня рождения пионера угольной промышленности Донбасса Петра Горлова был установлен памятник.

Горлов
© Nushtaev Dmitriy, Википедия