Перейти к основному содержанию

Почему банан – самый честный товар российского продовольственного рынка

банан
© pixabay.com

На фоне заморозки Западом российских золотовалютных резервов наш Центробанк впервые использовал радикальные меры стабилизации курса рубля.

Обязательная продажа 80% валютной выручки экспортёров, ограничения на покупку иностранной валюты – эти инструменты помогли в борьбе с девальвацией больше, чем повышение кредитных ставок. Официальный курс рубля (76,3 за доллар на 08.04.2022) вернулся к значениям ниже, чем до начала российской спецоперации на Украине. На пике он доходил до ₽120.

Переведём с финансового языка на потребительский. Российские оптовики закупают коробку бананов в Эквадоре за $8,55. Пересекая границу нашей страны, закупочная цена пересчитывается в рубли по текущему курсу. То есть 11 марта 2022 года бананы ввозились в РФ по 79 рублей за килограмм, а уже к 5-му апреля подешевели до ₽55.

Заглянем в гипермаркеты. В петербургской «Ленте» бананы 14 марта продавались за 136 рублей. Сегодня - 95. Из примера видно, что оптовики и ритейлеры в точности сохранили величину своей совокупной наценки на уровне 72%. При неизменной наценке укрепление рубля автоматически повлияло на снижение цены на полке магазина.

бананы в супермаркете
© pixabay.com

Хорошая новость здесь в том, что распространённое мнение о вечно только повышающихся ценах всё-таки иногда не соответствует действительности. Плохие новости, к сожалению, весомее. Товаров с относительно прозрачным ценообразованием, подобных бананам, на нашем продуктовом рынке почти нет. Как нет и тех, которые совсем не зависят от импорта. Не раз чиновники и эксперты-экономисты снисходительно успокаивали рядового обывателя: зачем волноваться о курсе доллара, если у вас нет валютных кредитов, и вы не собираетесь ехать в ближайшее время на зарубежные курорты. Они лукавили. Существует прямой смысл следить за биржевым движением доллара, чтобы успеть сделать при начале девальвации хотя бы небольшие запасы на чёрный день по старым ценам.

Ажиотажный спрос в период кризиса, конечно, больше касается непродовольственных товаров. Особенно бытовой техники и электроники. На пике инфляционных настроений, 6 марта, списание денег с пластиковых карт клиентов СберБанка на покупку товаров этой категории увеличилось по сравнению с тем же днём в прошлом году более чем вдвое (на 105,9%). Через 4 недели, 3 апреля, расходы на них были уже ниже прошлогоднего уровня на 19,4%. Ажиотаж схлынул, у торговли начались реальные проблемы со спросом.

пустой торговый центр
© pixabay.com

С продуктами питания тоже происходило нечто подобное. Сахар, гречка, мука и растительное масло, тушёнка – всем этим многие начали довольно активно запасаться. На пике расходов – плюс 16,9% к прошлому году. Сегодня кризисные закупки населения практически прекратились. Однако расходы по картам всё ещё превышают прошлогодние на 14,2%. Это уже следствие не ажиотажа, а инфляции. Причём её реальное значение выше, чем динамика расходов – чек вырос, а продуктов в нём стало меньше. Люди экономят на еде.

Вернёмся к нашим бананам. Они относятся к той малочисленной категории продуктов, которая характеризуется 100-процентным импортом и стандартными требованиями к качеству. Цены фрукта №1 (судя по неизменному номеру на весах в супермаркетах), как мы могли убедиться, строго повторяют курсовую динамику.

К счастью на российском продовольственном рынке встречаются позиции, мало зависящие от импорта. По данным Росстата об изменении цен с 1 января по 25 марта 2022 года можно составить рейтинг суверенности. На первом и втором местах оказались курятина и куриные яйца. В среднем по стране они подорожали за неполный квартал менее чем на 1%. Замыкает ТОП-3 свинина с результатом плюс 2,7%. Более-менее стабильны цены на колбасу, сосиски и сардельки – от 3 до 4 процентов.

яйца
© pixabay.com

Гораздо более многочисленной оказалась категория резко подорожавших товаров, большинство из которых страна может производить самостоятельно. Это всё те же продукты первой необходимости, которые уже успели стремительно вырасти в цене в прошлом году. Сегодня новые рекорды: белокочанная капуста (64% роста за квартал), помидоры (56%), сахарный песок (46%), репчатый лук (43%), морковь (41%), гречка (13%), макароны и маргарин (по 11%).

Ценники на них, в отличие от бананов, переписывать при ослаблении доллара не принято. Потому что структура ценообразования запутана. Если импорт дорожает, то ритейл подтягивает цену отечественных аналогов через увеличение своей наценки. Кроме того, можно вспомнить высказывание бывшего управляющего сбытовой сетью «Пятёрочки» по Москве и области, а ныне общественного деятеля и блогера Дмитрия Потапенко. «Граммаж и рецептуру», то есть более мелкую фасовку и подмену дорогих ингредиентов, он назвал главными возможностями замаскировать инфляцию.

Апрель принёс российским потребителям завершение ажиотажного спроса, длинную и более плавную волну ценового роста. Рядовому покупателю остаётся надеяться только на демпинг продуктовых сетей в конкуренции за долю рынка. В 2015-2018 годах это позволило заметно сбить инфляционный процесс. К сегодняшнему дню «живых» игроков осталось ещё меньше, чем 8 лет назад. Вспомним хотя бы сеть «Дикси», которая сохранила бренд, но юридически полностью отошла к «Магниту». Или прекратившие работу петербургские сети «Полушка» и «Лайм».