Перейти к основному содержанию

Тайны Горного музея. «Дьявольская матрешка»

Рубеж между первым и вторым тысячелетиями выдался в Китае нелегким. Рухнула авторитарная империя Тан, на смену ей пришла эпоха политических переворотов - феодальное Пятицарствие. Канцлер Ван Аньши начал политико-экономические реформы с целью накормить население, уничтожаемое в междоусобных войнах.

Одним из его соратников и идеологов нового курса синь фа стал молодой чиновник Шэнь Ко. Первым проявлением способностей стало руководство созданием береговой дренажной системы, сделавшей возможным сельскохозяйственное использование десятков тысяч гектаров заболоченной почвы. Еще несколько проектов подобного рода закрепили за ним авторитет специалиста по гидромелиорации. Наибольший успех – разработка методов «инновационной» очистки Великого канала.

Missing материал.

В 1072 году вдобавок к основной должности он становится смотрителем астрономического директората, предпринимает кардинальную реформу календаря, с использованием письменных источников, собранных по всей стране. Создал пятилетнюю программу ежедневных астрономических наблюдений, с использованием усовершенствованных инструментов. Императора, конечно же, интересовал гороскоп, но ученый, которого впоследствии назовут китайским Ломоносовым, наблюдал не только за звездами, но и за планетами. И приходит к мысли о гелиоцентрической системе мира и шарообразности земли.

В просвещенной Европе его ждал бы костер или заключение. То, что земля плоская, утверждала Библия:

Сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат (Иов 9:6). Земля покоится на столбах и не двигается, кроме случаев, когда Бог сердится.

Missing материал.

В Китае открытие прошло незамеченным. Враги становления новой империи Сун просто не поняли открытия, друзьям был важен урожай риса, а Шэнь Ко только что совершил революцию – доказал полезность ила в качестве удобрения.

Но и молчать математик и химик, философ и поэт тоже не мог. По легенде среди его помощников был сын камнереза по слоновой кости. Шэнь Ко поручает ему работу, которая кажется невозможной, – создать модель солнечной системы. Мастер приступает к работе, но учитывая сложность поставленной задачи ни сам он, ни Шэнь не дожили до ее окончания. Только через десятилетие после их смерти, ученик завершает работу отца. Она представляет собой шар, где внутри еще несколько шаров. Конструкция неразъемна, поскольку вырезана из целого куска материала. Как шедевр камнерезного искусства ее признают, а вот что послужило толчком к созданию, как потом выяснится, целого направления в искусстве, давно забыто.

шар
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Теперь это просто очень дорогая игрушка. Как, например, яйца Фаберже. Или русская матрешка. Вот только последнюю никому не приходило в голову делать из цельного камня, вырезая новые фигурки внутри через отверстия. Да и зачем? Если конструкция «дьявольских шаров», которые имеют второе название «китайская матрешка», и построена по принципу последовательного существования все более мелких фигур внутри крупных, то сходство чисто формальное.

Missing материал.

Удивительно, но камнерезы империи доходили до 42 предметов в одном, и последнее «солнце» было тоньше среза листа бумаги. Существует этот промысел в Китае и сегодня, но только делают такие шары уже не вручную, а на 3D-принтерах. И ярлык «дьявольские», навешенный на них европейцами, которые не могли себе представить, что это дело рук человека, постепенно стирается. Гелиоцентрическая модель мира превратилась в забавный сувенир.

Missing материал.

И современные жители Поднебесной построили в Манчжурии целый город по производству вовсе не шаров, а матрешек. Его символ – 30-метровая статуя русской национальной игрушки, которую предприимчивые потомки Шэнь Ко продают во все страны мира. Просто потому, что это гораздо выгоднее. Тем более, что сегодня не надо опровергать представление китайцев о Земле образца первого тысячелетия нашей эры: над всем господствует безграничное круглое небо, внизу простирается земля квадратной формы, а в центре ее – Срединное государство – Поднебесная страна. Мир представлял собой хаос, состоявший из мельчайших частиц – ци.

Конечно, это только одна из версий появления в Китае искусства «дьявольских» шаров, но в любом случае увидеть их можно в Горном музее Петербурга.