Перейти к основному содержанию

Почему международная солидарность «переехала» с Первомая на декабрь

первомай
© Steve Harvey, unsplash.com

Первомай в этом году не объединён с Днём Победы в единую праздничную декаду. Повод поговорить о нём отдельно. В большинстве стран праздник называют сегодня Днём труда, в России – Весны и Труда. Из его исторического названия повсеместно исчезло слово «солидарность». Однако оно не покинуло календарь – «переехало» на другую дату и получило совершенно иной смысл. В чём дело? Попробуем разобраться.

Изначальное название празднику дал парижский Конгресс Второго Интернационала в 1889 году. Его делегаты решили «красной» датой почтить память о жестоко разогнанной полицией демонстрации пролетариата Чикаго в защиту права на 8-часовой рабочий день. Пролетариат, как класс, сегодня, пожалуй, утратил своё значение, а солидарность в труде уступила место рыночным отношениям.

После распада социалистического сообщества стран опальное понятие солидарности оказалось невостребованным в официальной повестке. Правда, ненадолго, по историческим меркам. Генеральная Ассамблея Организации объединённых наций приняла решение о праздновании, начиная с 2006 года, Международного дня солидарности людей. Ежегодно, 20-го декабря. Так ООН решила начать первое Десятилетие борьбы за ликвидацию нищеты на планете.

Расширенное до общечеловеческого масштаба звучание понятия солидарности, пожалуй, больше отвечает этике, чем старое классовое толкование. Правда, его воплощение в действиях заставляет усомниться в ясности понимания дефиниции функционерами ООН.

В переводе с латыни solidare означает сращивание, уплотнение, отвердение. То есть нечто противоположное разобщению. Всеобщая борьба с нищетой на первый взгляд укладывается в исконное значение слова. Несоответствие обнаруживается в том, как именно это делается.

Во Франции, например, существует так называемый налог солидарности. Облагаются им граждане, чьё имущество оценивается в сумму более 1,3 миллиона евро. Плательщики – около 300 тысяч французских семей.

Прогрессивная шкала налогообложения – инструмент из того же арсенала. Она используется почти во всех странах мира. С 2021 года действует и в России. Граждане с годовым доходом более 5 миллионов рублей платят НДФЛ (налог на доходы физических лиц) по ставке 15%, а не 13%, как все прочие. Федеральная налоговая служба РФ сообщила, что в первом квартале 2022 года общая сумма сборов по 15-процентной ставке увеличилась по сравнению с прошлым годом в 2,9 раза. Она уже составляет около 15% от всех поступлений по НДФЛ в стране.

Это безусловный плюс отечественной налоговой политике. Будем надеяться, что дополнительные деньги послужат борьбе с бедностью. Но имеет ли всё это – прогрессивная шкала, специальный французский налог и даже программы ООН по борьбе с нищетой – прямое отношение к сути понятия солидарности?

трущёбы Мумбаи
© pixabay.com

Скорее вопрос перераспределения денег с точки зрения социальной справедливости. Солидарность предполагает взаимопомощь и сотрудничество. Здесь же явно стимулируются иждивенчество и патернализм. Привычка к жизни на социальные пособия передаётся в США, например, из поколения в поколение. Общеизвестно, что современных американских мегаполисах существуют уже не кварталы, а целые жилые районы, населённые иждивенцами. Представители среднего класса обходят их стороной. Подобное существует не только в США. В том же социал-демократическом Париже есть такие районы. Понятно, что с солидарностью людей подобная ситуация имеет мало общего.

Налоговое перераспределение и благотворительность не помогли достичь целей десятилетия борьбы с нищетой. В 1992-м году, по данным ООН, на долю беднейших 20% населения приходилось менее 2% дохода. К 2016-му их доля не изменилась. А доля 1% наиболее обеспеченных людей выросла с 18% до 22%.

Впору вспомнить поговорку «Хочешь помочь голодному – дай ему не рыбу, а удочку».

Творческое переосмысление формулы японского коллективизма 1 + 1 > 2 позволило вывести заурядное автомобильное предприятие «Тойота» на уровень крупнейшего мирового производителя в отрасли. В своё время на «Форде» пытались адаптировать их производственную систему к американским реалиям, но не смогли найти баланс между взаимовыручкой и стремлением каждого отдельного сотрудника проявить себя.

О важности поиска такого баланса пишет известный бразильский социолог Леонардо Бофф: «Государства и люди уравновешиваются между двумя силами - самоутверждения личности и интеграции. Самоутверждение может преобладать за счет недостаточной интеграции, и тогда возрастают насилие и самооправдание. Или интеграция может восторжествовать ценой ослабления и даже отмены себя, личности, и тогда наступает уныние индивидуальностей. Нужно искать справедливую меру, чтобы не преувеличивать значение ни одной из этих сил».

Идея ООН о солидарности, как механизме перераспределения материальных благ провалилась. Первомай в старом пролетарском понимании неактуален. Поискам баланса, о котором писал Бофф, нужен яркий символ, а праздник Весны и Труда нуждается в новом идейном наполнении. Возможно, кто-нибудь додумается – найдёт этот символ, и в мае у нас будет не один (День Победы), а два главных праздника. Или День солидарности людей 20 декабря наполнится реальным содержанием, и его не стыдно будет сделать выходным днём.