Перейти к основному содержанию

Тайны Горного музея. Поющий нефрит

нефрит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

С легкой руки Иосифа Сталина, многие считают легендарного Тамерлана освободителем Руси от монголо-татарского ига. Он разбил войска Тохтамыша, уничтожил Золотую Орду и тем самым помог русским сбросить иго, сам того, впрочем, не желая. В начале 1941-го появилось распоряжение генсека о том, что работы по вскрытию гробницы Тимура в Самарканде, надлежит начать не позднее мая. 19 июня нефритовая плита, покрывавшая захоронение Железного хромца, была сдвинута в сторону.

На ней было написано: «Все мы смертны. Придет время, и мы уйдем. До нас были великие и будут после нас. Если же кто возгордится и вознесется над другими и потревожит прах предков, пусть постигнет его самая страшная кара». Через три дня началась Великая Отечественная война.

могила Тамерлана
© LBM1948/ Общий вид на надгробие в мавзолее Тамерлана

На самом деле это был не первый взлом мавзолея основателя империи Тимуридов. В 1741 году Надир-шах Афшар, великий правитель Персии, гроза Азии, Наполеон Востока, завоевал Бухарское ханство, куда входил и Самарканд. Когда его войска ворвались в город, полководцу доложили о великолепном надгробии Тамерлана в усыпальнице Гур-Эмир в виде полированной плиты из редкостного темно-зеленого нефрита. Он приказал ее снять и увезти с собой. По одной из легенд, во сне к Надир-шаху явился духовный наставник Тимура – Мир Сейид Береке и посоветовал вернуть камень. Шаху приписывают слова: «Видно и вправду возгордился я, считаю, что мне дозволено всё». Вернул. Но он уже преступил черту дозволенного, и, хотя последовавшая война с Османами была удачна, страна погрузилась в череду восстаний, а самому нарушителю запрета отрезали голову.

Репутация мистического камня сопровождает нефрит не первое тысячелетие. В Китае нефрит называют «ию» и считают священным камнем Неба и Земли. Внук Тамерлана Улугбек, по легенде, взял плиту из темно-зеленого камня, который был троном монгольских ханов, а те, в свою очередь, вывезли раритет из Запретного города в Пекине.

нефрит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

В середине XIX века аристократия столицы Российской империи сходила с ума от талисманов из камня «длительной жизни и мирной смерти». Считалось, что он дает владельцу, конечно же, не физическое, как в сказках про мертвую и живую воду, но социальное бессмертие, то есть память потомков. Ювелиры делали из «китайского камня» чаши, портсигары, подсвечники, которые расходились, несмотря на цены, как горячие пирожки. Цена за пуд сырья превышала тысячу тогдашних рублей.

Именно поэтому смотрителю Горнощитского мраморного завода в Екатеринбурге Григорию Пермикину в 1850 году пришло распоряжение отправляться в Восточные Саяны, где горные речки выносили непонятные зеленые камни. Через два года в Департамент уделов поступило сообщение: «В прошедшие два лета [1851 и 1852 годов] отыскивая нефрит, при всем моем старании, я никак не мог отыскать месторождение его, и труд мой оставался тщетным, но в этот год в отношении нефрита желание мое увенчалось успехом: система месторождения нефрита для исследователей мной первым открыта».

Стоимость добычи и транспортировки составила 40 рублей за пуд.

Один валун зеленого нефрита, который, несмотря на 25-кратное падение цены, все равно стоил целое состояние, остался в семье Пермикиных. Как напоминание о заслугах отца, спустя 39 лет после его открытия, дочь геолога приказала выбить памятную надпись и поднесла плиту великому князю Михаилу Николаевичу. С надписью:

«Нефрит найден в 1848 году Григорием Маркиановичем Пермикиным в Саянском хребте в вершинах реки Онота. Поднесен Его Императорскому Высочеству Государю, Великому Князю Михаилу Николаевичу, графиней Марией Григорьевной Стенбок в 1887 году в Екатеринбурге».

нефрит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

К этому времени нефрит становится одним из основных камней в мастерской Карла Фаберже. Есть свидетельства, что мастер даже хотел выкупить данный камень у императорской семьи, но Михаил Николаевич отдал драгоценную находку в церковь Святой Екатерины на Невском. Оттуда уже при советской власти она перекочевала в Горный музей.

И у этого экспоната есть еще одно интересное свойство. Если по нему легко ударить, например, карандашом, то в ответ раздастся мелодичный звук. Поэтому он практически официально значится в каталогах как «плита поющего нефрита».

нефрит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей