Как клочок газеты спас отечественную геологию нефти и газа

Брод

В отношении Игнатия Брода часто используют слово «впервые». Среди его достижений - создание революционного учения о нефтегазоносных бассейнах, организация профильных кафедр в крупных отечественных вузах, открытие десятков месторождений углеводородов на Северном Кавказе и в Дагестане. Награду, которая помогла ему сохранить жизнь, он получил за обнаружение Арчединского месторождения в Волгоградской области. Именно оттуда по магистральному трубопроводу пошли первые партии газа в разрушенный войной Сталинград.

«Забытая» история

Информация о репрессиях 30-40х годов относительно многих известных людей нередко скрывается. Ситуация, когда ученый или какой-то эксперт оказывались в лагерях, а спустя год-два снова занимали высокую должность, случались в то время повсеместно. Поэтому историки порой исключали эти «годы забвения» из официальной биографии. Про арест Игнатия Брода не прочитаешь в Википедии, многочисленных энциклопедиях или научных журналах. Однако редкие крупицы этого события можно найти в воспоминаниях друзей и учеников геолога. Сын советского художника Александра Житомирского, бывшего в дружеских отношениях с ученым, утверждает, что «тот был арестован, обвинён Бог знает в каких грехах и хорошо, что не расстрелян, как немало его коллег, а всего лишь отправлен в лагерь».

«Однажды на стене дощатого барака он случайно увидел на гвоздике клочок газеты. А там: «За открытие и разведку газо-нефтеносного месторождения присвоить Сталинскую премию второй степени за 1949 год». И среди лауреатов – он, Брод Игнатий Осипович. Предъявил данный «документ» лагерному куму. В итоге дело было пересмотрено, а «вредителю» было дозволено вернуться к своим профессиональным – и профессорским – обязанностям… Отмечу: Игнатий Брод – один из тех, кому вся наша страна обязана экономическим, если не процветанием, то уж достигнутым уровнем. Он был не только первооткрывателем месторождений, но и ведущим теоретиком в области перспективных исследований потенциальных месторождений нефти и газа. Автор более трёх сотен научных публикаций и нескольких изобретений, подготовивший целую плеяду крупных специалистов, благодаря которым добыча углеводородов и сегодня составляет базу нашей экономики», - пишет Владимир Житомирский.

Брод
© Выпуск газеты «Известия» за 11 мая 1949 года/ Среди лауреатов Игнатий Брод (в центре)

Нефтяник около восьми месяцев находился под следствием. На тот момент немало представителей научно-педагогической интеллигенции и студенческой молодежи было арестовано и расстреляно по обвинению в участие в некой массовой «японо-троцкистской диверсионной, вредительской организации, вскрытой в нефтяной промышленности». Можно только догадываться, как развивалась бы нефтегазовая отрасль, если бы Брод не заметил стенгазету, прикрепленную надзирателями для развлечения подсудимых…

Игнатий Осипович родился в 1902 году в Саратове в семье врача земской больницы. Из-за ранней смерти отца в 1917 году юноше пришлось бросить школу, устроиться в моторный цех 2-го авиационного полка РККА.

Только в 1921 году он поступил в Ленинградский горный институт, где, наконец, получил возможность окунуться в образовательный процесс. Финансовый вопрос был по-прежнему актуален для молодого человека. Поэтому каждое лето Игнатий подрабатывал коллектором геологических и геологоразведочных партий Геологического комитета, а каждую зиму - лектором от Союзов горнорабочих и химиков на ленинградских заводах и торфоразработках.

Практический геолог

Геолком разглядел потенциал в талантливом студенте и еще до окончания вуза предложил ему должность начальника геологоразведочной партии на нефть в Южном Дагестане. В 1928 году выпускник официально стал горным инженером. В 1930 году он работал консультантом по глубокому бурению Союзнефти во все районах Дагестана, а в 1933 году - управляющим Грознефтеразведки и главным геологом Грознефтекомбината. Еще через пару лет - главным геологом треста «Дагнефть». Под его руководством велись все поисковые и разведочные работы на нефть, газ и йодо-бромные воды в Дагестане и других районах Восточного Предкавказья. Брод, которому только исполнилось 30 лет, стал одним из ведущих знатоков нефтяных и газовых месторождений Кавказа.

Популяризатор

Удивительным образом Игнатию Осиповичу удавалось не только успешно заниматься практической геологией, но и находить время для популяризации образования и фундаментальной науки. Он остался преподавать в своей альма-матер и достаточно скоро пришел к мысли о необходимости в организации и развитии кафедр геологии нефти и газа в ведущих вузах страны. Газовая промышленность в СССР только начинала развиваться, и Брод отчетливо понимал значение природного и попутного газа для народного хозяйства. Поисковое бурение на рекомендованных им площадях в Дагестане привело к открытию нескольких месторождений, которые сразу же вступили в разработку. Для полноценного развития отрасли необходим был научный диалог, академический обмен и совместные исследовательские проекты. Но как этого добиться, если прицельно углеводородами занимались только представители ЛГИ?!

горный институт
© Общественное достояние

Постановка профильной дисциплины в крупных высших учебных заведениях стала его целью. В качестве примера был взят родной вуз, с которым он не терял связь до самых последних дней.

В 1934—1939 годах Брод возглавил кафедру геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений Грозненского нефтяного института.

В военные годы он руководил геологической секцией Научно-технического совета Главгазтоппрома (Главное управление газовой промышленности и искусственного жидкого топлива при Совнаркоме СССР), параллельно развивая нефтегазовую геологию в следующем образовательным учреждении.

В 1942—1947 годах — заведующий кафедрой геологии нефтяных и газовых месторождений Московского нефтяного института имени Ивана Губкина.

В 1944 году Игнатий Осипович основал и до 1962 года возглавлял кафедру геологии и геохимии природного газа геологического факультета МГУ имени Михаила Ломоносова (с 1953 года — кафедра геологии и геохимии горючих ископаемых). Уникальные организаторские способности горного инженера были оценены руководством вуза, и ему предложили в период строительства Главного здания университета на Воробьёвых горах стать проректором по строительству и курировать весь процесс возведения.

Ученый

Тем не менее, первостепенное значение Брод всегда придавал научной работе. Проблемы происхождения углеводородов, формирования залежей нефти и газа, классификации и выявления закономерностей распространения месторождений, локального и регионального прогноза, методики поисков и разведки месторождений – вот лишь основные темы его исследований.

Еще в 1947 году он сформулировал основной закон нефтегазообразования и нефтегазонакопления. Доминирующую роль в нем играет тектоническое прогибание, сопровождаемое мощным осадконакоплением в процессе генерации и аккумуляции нефти и газа. Преобладание нисходящих тектонических движений конкретного участка земной коры на фоне общего колебательного процесса обеспечивает возникновение и взаимодействие всех частных факторов генерации и аккумуляции углеводородов.

Вторым важнейшим достижением Брода в области теоретической нефтегазовой геологии стало учение о нефтегазоносных бассейнах. На его взгляд, любые нефтегазоносные регионы закономерно связаны с областями прогибания в современной структуре земной коры, сложенными достаточно мощными толщами осадочных пород, иными словами, с осадочными бассейнами. В ходе эволюции они могут становиться нефтегазоносными. Ученый рассматривал их в качестве основных элементов нефтегеологического районирования. Сам термин был придуман не Игнатием Осиповичем, однако именно он связал в единое целое процессы прогибания и осадконакопления с процессами генерации, миграции и аккумуляции нефти и газа, придав бассейнам тектонический и геодинамический смысл, создав стройное учение о них и разработав первые варианты их классификации.

Не менее крупной заслугой Брода является создание общей систематики нефтяных и газовых скоплений и нефтегазоносных территорий.

Как писал директор Института геологии и разработки горючих ископаемых АН СССР Николай Ерёменко, «Игнатий Осипович был нужен науке хотя бы для того, чтобы разобрать кучу научных положений, иногда заблуждений и просто безграмотных высказываний. И он оказался на месте».