Перейти к основному содержанию

Ректор Астраханского архитектурно-строительного: Мы развиваем непрерывную многоуровневую и практико-ориентированную систему подготовки кадров

ректор астраханского архитектурно строительного
© Астраханский архитектурно-строительный университет

В 1990-м году в Российской Федерации было введено почти 62 миллиона квадратных метров жилья. К 1992-му году показатель сократился до 41,5 миллиона, стремительно росла задолженность заказчиков перед строительными организациями за выполненные работы. Отрасль начала терять накопленный в предыдущие годы потенциал, особенно кадровый. В Астраханской области дополнительные проблемы создавало преобладание старого жилого фонда. Он нуждался в срочном обновлении.

В этих условиях в сентябре 1992 года региональной администрацией было принято решение повысить статус Астраханского высшего инженерно-строительного училища до уровня института. В 2015 году вуз стал архитектурно-строительным университетом.

Сегодня это современный научно-образовательный комплекс, успешно реализующий образовательные программы высшего и среднего профессионального образования, научный центр. Здесь рождаются идеи, перерастающие в конкретные инвестиционные проекты и программы в сфере строительства, реконструкции и восстановления жилищного фонда, инженерных коммуникаций, развития городской среды.

В последние годы Астраханский государственный архитектурно-строительный университет (АГАСУ) активно выходит за региональные рамки. Он вовлечён в программы международного сотрудничества прикаспийских государств, ведёт успешную совместную работу с вузами Донбасса. О сегодняшнем дне вуза и его перспективах в интервью «Форпосту» рассказала ректор, Татьяна Золина.

- Татьяна Владимировна, нынешней осенью ваш вуз отмечает 30-летие. С какими главными достижениями АГАСУ подходит к юбилею?

- Для Астраханского государственного архитектурно-строительного университета 2022 год действительно является юбилейным. За этот период выпущено более 50 тысяч специалистов по программам среднего профессионального образования, свыше 5 тысяч – высшего.

Выпускники вуза работают практически на всех предприятиях Астраханской области. Большинство из них занимает руководящие позиции в ведущих строительных организациях, много их и в органах государственной и муниципальной власти.

Обучение ведется по всем уровням образования: от дополнительных общеразвивающих программ для детей до подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. В вузе сформирована эффективная и непрерывная система подготовки кадров, в основе которой лежат такие принципы, как многоуровневость и практико-ориентированность. Перечень направлений и специальностей подготовки кадров, реализуемых в университете, содержание образовательных программ отражают потребности региона.

О высоком качестве подготовки свидетельствуют многочисленные достижения наших студентов. Будущие управленцы и эксперты строительной отрасли заняли семь призовых мест на олимпиаде по направлению «Строительство» среди вузов Южного федерального округа, одержали победу в командном зачете на олимпиаде по строительству Ассоциации строительных вузов России и стран СНГ, победили в финале Всероссийской олимпиады Ассоциации строительных вузов России по профилю «Экспертиза и управление недвижимостью» направления «Строительство».

Студенты экономического факультета завоевали серебро во втором этапе Федерального онлайн-кубка по коммуникативным боям.

Выпускники архитектурного факультета АГАСУ второй год подряд становятся победителями Международного профессионального конкурса «НОПРИЗ» [Национальное объединение изыскателей и проектировщиков], занимая более 25 призовых мест.

Университет – обладатель крупных спортивных наград. Например, наша команда по итогам финала Ассоциации студенческого баскетбола признана лучшей в Астраханской области. В прошлом году была создана команда АГАСУ по киберспорту, которая достойно представила вуз на региональном этапе Всероссийской киберспортивной студенческой лиги.

Приоритетным направлением молодежной политики АГАСУ является развитие гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания и усиление работы в организации волонтерского и добровольческого движения. Участники музейно-поисковых объединений университета ежегодно участвуют в поисковых экспедициях на территории Ростовской и Волгоградской областей, Республики Калмыкии и других.

За 30-летнюю деятельность университета созданы и успешно работают несколько профильных и социальных студенческих отрядов.

- Приближается приёмная кампания. В прошлом году университет показал хороший результат по среднему баллу у выпускников школ, поступающих на бюджетные места. Как удаётся привлекать качественных абитуриентов?

- В новом учебном году Астраханский государственный архитектурно-строительный университет примет около 1 тысячи абитуриентов. Откроется новое направление подготовки по программам магистратуры «Архитектура».

В рамках приемной кампании университет проводит большое количество мероприятий, которые способствуют увеличению числа абитуриентов: встречи с ректором, дни открытых дверей, мероприятия, организованные Центром занятости населения Астрахани, мастер-классы, экскурсии. На сайте университета, в социальных сетях, СМИ размещается наиболее важная для них информация.

- В условиях западных санкций прикаспийское сотрудничество приобретает особое значение, как для прилегающих российских регионов, так и для страны в целом. Как ваш университет вовлечён в этот интеграционный процесс?

- Второй год АГАСУ принимает активное участие в авторитетном международном научном форуме «Каспий 2022: пути устойчивого развития». Данное мероприятие стало основным вектором к достижению национальных целей по ускорению экономического роста и инновационного развития, экспорта российского образования в страны Прикаспия, закрепления талантливой молодежи в важном геостратегическом регионе.

В рамках форума, 24 мая, на дискуссионной площадке АГАСУ состоялась сессия «Конструктивно-технологическая безопасность столицы Каспия России как цикличного биосферосовместимого города». В ней приняли участие ведущие учёные и спикеры Узбекистана, Туркменистана, Калмыкии, Дагестана, Белоруссии, Луганской и Донецкой Народных Республик. Тесное научно-образовательное сотрудничество в таком формате способствует упрочнению положения Астраханской области как связующего звена в вопросах международного взаимодействия с целью укрепления позиций России на Каспии.

- АГАСУ – один из тех вузов, которые развивали сотрудничество с коллегами из Донбасса ещё до признания Народных республик. Как планируете строить связи с ними в дальнейшем?

- Мы тесно сотрудничаем с Донбасской национальной академией строительства и архитектуры (ДОННАСА) и Луганским государственным университетом имени Даля в сфере управления недвижимостью, информационного обеспечения инвестиционно-строительной деятельности, принятия эффективных управленческих решений. Работа в данном направлении весьма актуальна сегодня, поскольку совместные действия учебных заведений будут направлены на восстановление территорий Донецкой и Луганской Народных Республик.

В 2022–2023 учебном году в рамках дипломного проектирования запланирован ряд межвузовских выпускных квалификационных работ, ориентированных на проведение оценки состояния разрушенных и поврежденных объектов и разработку проектов по их восстановлению. При этом актуальными будут не только техническая экспертиза освобождённых территорий, но и правовая (принятие объектов в муниципальную или государственную собственность), управленческая (внедрение эффективной системы их эксплуатации) и экономическая (оценка будущей доходности объектов коммерческого назначения).

В рамках сотрудничества запланировано издание совместной монографии преподавателей АГАСУ, ЛГУ имени Даля и ДОННАСА. Планируется также подготовить общий сборник научных трудов молодых ученых в форме презентаций научных направлений и перспектив их развития. Он может появиться уже в сентябре – ноябре 2022 года.

Кроме того, сегодня сотрудники кафедр экспертизы строительства и управления недвижимостью вузов готовят совместную научную работу «Техническая экспертиза и экономическая оценка новых конструктивно-технологических решений по реконструкции и восстановлению зданий и сооружений».

- В структуре вашего университета значимое место занимает среднее профессиональное образование. Поделитесь опытом успешной связки «колледж-вуз»?

- Эффективно выстроенная образовательная политика университета дает возможность поэтапной подготовки кадров разной квалификации для региона. Один из трендов образовательной политики АГАСУ – это совместная реализация основных образовательных программ среднего профессионального образования, основных образовательных программ высшего образования в учебно-лабораторных корпусах и мастерских.

Сегодня мы ведем подготовку по 21 специальности и профессии среднего профессионального образования, 24 направлениям и специальностям высшего образования. Образовательный процесс организован так, что в учебных корпусах одновременно реализуются программы высшего и среднего профессионального образования. Совместное использование аудиторного фонда позволило университету создать единую современную материально-техническую базу, отвечающую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по программам разного уровня.

Выпускники, освоившие программы среднего профессионального образования, имеют возможность продолжить обучение в университете по программам высшего образования. Одна из основных задач сегодня – подготовка кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями для региональной экономики.

На ближайшую перспективу перед нами стоит вопрос открытия новых специальностей и профессий подготовки из списка ТОП-50. С этой целью в вузе модернизирована материально-техническая база, в том числе за счёт средств национального проекта «Образование», разработаны технологии обучения, повышена квалификация преподавателей и мастеров производственного обучения.

В 2021 году на конкурсной основе получен грант из федерального бюджета, в рамках которого были созданы мастерские по компетенциям: «Архитектура», «Геопространственные технологии», «Сантехника и отопление», «Технологии информационного моделирования BIM». Это приоритетные для Астраханской области направления. Мастерские помогут обеспечить новое качество образовательного процесса и подготовить специалистов опережающего уровня.

- Студентка АГАСУ Карина Джантазаева в этом году стала победительницей Всероссийской олимпиады Ассоциации строительных вузов России и стран СНГ. Это свидетельство успешного вовлечения студентов в научную деятельность. Чем мотивируете молодёжь к исследовательской работе?

- Научно-исследовательская работа студентов была и остается одним из значимых направлений деятельности АГАСУ. Наш опыт показывает, что одним из действенных механизмов вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность является участие университета в федеральных проектах и программах.

Студентка экономического факультета Карина Джантазаева обучается на отлично и ежегодно показывает высокие результаты в научных и инновационных конкурсах и всероссийских олимпиадах. Это заслуга научного руководителя и консультантов из числа профессорско-преподавательского состава вуза, которые вовлекают активную молодёжь на своём личном примере в академическую и научно-исследовательскую среду.

- Как оцениваете недавний XVIII Международный форум-конкурс студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы недропользования», проходивший в Санкт-Петербургском горном университете, и своё участие в нём?

- В Международном форуме-конкурсе, который проходил с 16 по 20 мая 2022 г. в Санкт-Петербургском горном университете, от АГАСУ приняли очное участие трое аспирантов и один студент. Выступления Зои Никифоровой на секции «Устойчивое развитие регионов и экологическая безопасность» и Надежды Рактович на секции «Современные тенденции архитектурно-градостроительной деятельности» были отмечены членами жюри в номинации «Лучший аспирант».

Участникам представилась возможность прослушать курс лекций по программе «Философия науки», побывать на увлекательных экскурсиях, а также принять участие в кейс-чемпионате по направлению «Умное использование подземного пространства городов со сложными инженерно-геологическими условиями».

Наше плодотворное сотрудничество с Горным университетом позволяет аккумулировать лучший опыт в области профессиональной подготовки кадров, актуализировать научно-исследовательскую деятельность с учетом уровня и особенностей реальной экономики.