Новые компетенции в их рамках получили свыше 800 студентов из Белоруссии, Армении, Казахстана, Намибии, Индии, Китая, ЛДНР и 40 отечественных высших учебных заведений, входящих в консорциум «Недра». Всего же, начиная с 2018 года, когда старейший технический вуз России внедрил в свои учебные планы этот формат краткосрочных образовательных программ, в них приняли участие более полутора тысяч человек из 32 государства мира.
Если в 2018 году в Санкт-Петербургский горный университет прибыло лишь около двухсот человек из 4 стран, то через год их число возросло до 450-ти, причём вуз принял уже делегации из 17 государств. Гостям было предложено на выбор порядка 50 международных программ, 27 из которых имеют аккредитацию Британского инженерного совета. И практически каждая из них оказалась востребована.
Так, представители Болонского университета обучались методам анализа социальных и политических конфликтов, а также психологическим аспектам управления конфликтной ситуацией. Учащиеся Мадридского политехнического университета занимались по международной образовательной программе «Прикладная геология». А студенты Ливанского международного университета выбрали направление «Инженерная геодезия: теория и практика»
«В Ливане, в частности в университете Бейрута, мы преимущественно слушаем лекции. Поэтому от обучения в сторонних вузах наши студенты ждут в первую очередь практических занятий. Для меня самой интересной стала та часть программы, когда мы выезжали на реальные предприятия. Нам даже удалось спуститься в настоящую шахту петербургского метрополитена и своими глазами увидеть, как идёт строительство нового туннеля», - делилась три года назад эмоциями магистрантка Харб Фуад Анвар.
Делегация из Технологического университета Ланьчжоу прошла стажировку в международной летней школе Горного университета «Современные технологии в энергетике». Молодые люди из КНР, в частности, изучали режимы и принципы функционирования интеллектуальных систем управления и знакомились с передовыми тенденциями в развитии способов энергоснабжения предприятий и домохозяйств.
«Благодаря прослушанному курсу у нас сложилось ясное понимание того, какие типы энергии используются сейчас, и как будет развиваться энергетический баланс планеты при различных ситуациях в мире. Хочу отметить подачу материала: высокая актуальность приведённых данных и статистики, большое количество графиков и схем дают хорошее визуальное представление, а постоянная двухстороння связь позволяет быстро усваивать информацию», - оценил тогда уровень полученных знаний и навыков студент магистратуры Го Лисянь.
Итальянцы признавались в том, что хотели бы приехать в Петербург ещё раз. И восхищались, как самим Горным университетом, так и городом на Неве в целом: Эрмитажем, Исаакиевским и Казанским соборами, Петропавловской крепостью, фонтанами Петергофа, парками Пушкина.
«Мне очень понравился мультидисциплинарный подход к обучению, активное сочетание теоретической и практической работы. Кроме того, хочу выделить актуальность заявленной проблематики. В современном мире крайне важно владеть знаниями о том, как возникают, развиваются и к каким последствиям приводят конфликты. Мы также узнали о том, как их грамотно урегулировать – с помощью третьей нейтральной и беспристрастной стороны или самостоятельно. Горный университет по всем показателям подходит для реализации подобных международных программ. К тому же он находится в необыкновенном, очень красивом городе. Конечно, хотелось бы приехать сюда ещё раз», - надеялась студентка Болонского университета Андрэа Ойос.
Но не случилось. 2020 год в связи с пандемией коронавируса полностью выпал из процесса. А в следующем, 2021 году летние школы были проведены в смешанном, очно-заочном формате, поскольку границы многих стран по-прежнему оставались закрытыми. В частности, более 40 человек из Казахстана удаленно получали дополнительные знания и навыки в области проектирования горнотехнической документации и оборудования с применением программного обеспечения (САРП).
Лично в Петербург прибыло более 100 учащихся из отечественных вузов, входящих в консорциум «Недра», а также университетов Беларуси и Армении. Например, аспирант Национального Политехнического университета Армении (НПУА) Микаель Мартиросян, который параллельно работает инженером турбинного цеха на АЭС, заинтересовался программой «Цифровое горное производство»
«При планировании своего экономического развития Армения делает акцент на горном деле и энергетике. Петербургский университет известен как одна из наиболее компетентных и передовых научно-образовательных площадок в этой сфере. Выбранная программа позволила углубиться в тему цифровизации. В НПУА ею занимаются только студенты, которые изучают сферу IT. Но технологии идут вперед повсеместно, и здесь я окончательно убедился в том, что внедрение современных цифровых решений и ПО является ключевым трендом для минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов. Это не привилегия отдельных предприятий, а общая повестка дня. Бизнесу сегодня необходимы универсальные инженеры, которые понимают технологические процессы на производстве, их экономику, а также владеют навыками программирования и цифровой аналитики. У нас данная сфера находится на начальном этапе развития, поэтому соответствующие знания и навыки армянские специалисты стремятся получать в других странах», - подчеркнул Микаель Мартиросян.
В нынешнем году участниками летних школ Санкт-Петербургского горного университета в очном и дистанционном форматах стали более 800 студентов из Армении, Белоруссии, Индии, Казахстана, Китая, ЛДНР, Намибии и отечественных высших учебных заведений. Из-за логистических трудностей многие из желающих не смогли прибыть в северную столицу лично. В то же время, как отметил Владимир Борзенков, генеральный директор Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, который курирует краткосрочные образовательные программы вуза, большинство из них невозможно провести удалённо. Поэтому часть студентов партнёрских высших учебных заведений из-за рубежа перенесла свой визит на будущий год.
«Лишь треть наших образовательных программ можно провести в онлайн-режиме. Остальные требуют персонального присутствия, поскольку их неотъемлемой составной частью являются выезды на профильные предприятия, предполагающие знакомство с технологическими цепочками, или занятия на уникальных тренажёрах-имитаторах, установленных в Горном университете. В связи с этим нам пришлось отклонить ряд заявок из дальнего зарубежья, отдав предпочтение тем ребятам, которые могут без проблем прибыть к нам лично», - пояснил Владимир Борзенков.
Самой представительной оказалась делегация из Беларуси. В первую и вторую волну летних школ этого года в Горный университет из соседнего государства приехало свыше 110 человек. Они обучались по таким направлениям как «Горные машины и оборудование», «Инженерная геодезия» и ряду других.
«Здорово, что есть возможность пополнить знания, которые мы получили в нашем университете, за счёт более глубокого погружения в предмет. За две недели, благодаря прекрасным преподавателям, развитой инфраструктуре Горного и практикоориентированной программе, мы получили сразу несколько дополнительных компетенций. Я освоила навыки управления карьерным самосвалом, погрузочно-доставочной машиной и бульдозером на тренажёрах компаний БелАз и Caterpillar. Кроме того, мы ездили на щебёночный карьер в Выборге, где ознакомились со всей производственной цепочкой», - рассказала участница летней школы-2022 «Современные горные технологии» Надежда Тяпова из Белорусского национального технического университета.
Традиционно в летних школах Горного университета принимают участие студенты вузов, входящих в консорциум «Недра». В нынешнем году в Петербург прибыли представители 40 российских университетов. В том числе Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика Миллионщикова.
«Такой формат краткосрочных образовательных программ хорош тем, что мы можем получить новые знания и навыки и, в свою очередь, поделиться своими знаниями и навыками со студентами из других высших учебных заведений. Наше направление обучения очень многообразно, и для того, чтобы стать квалифицированным инженером необходимо постоянно учиться, получать дополнительные компетенции, в том числе за счёт обмена опытом со своими коллегами», - говорит Шамиль Чулаев, который учится в столице Чечни нефтегазовому делу.
Другой студент грозненского вуза Кямран Парчиев отметил, что был удивлён уровнем инфраструктуры Горного университета. Речь идёт как о лабораториях, оснащённых самым современным оборудованием, так и о тренажёрах-симуляторах, имитирующих рабочие места операторов горнотранспортной техники или реальные производственные процессы. Например, бурение на шельфе.
«Я был рад получить новые знания в рамках своей профессии. Очень порадовал уровень профессорско-преподавательского состава, который стремился сделать всё возможное для того, чтобы наши занятия получились как можно более насыщенными и плодотворными», - отметил Кямран Парчиев.
Впервые в летних школах Горного университета приняли участие студенты из ДНР. В своих отзывах они сделали акцент на том, что программа обучения была не только увлекательной, но и практикоориентированной.
«Очень порадовало то, что это не были бесполезно потраченные часы, поскольку все полученные знания так или иначе пригодятся нам в жизни. Особенно интересно было работать в лабораториях, где мы применяли полученные на лекциях знания. Например, мы строили гидравлическую систему не только в специальной компьютерной программе, но и на стенде с настоящими деталями», - рассказала студентка 2 курса ДонНТУ Мария Алёхина.
Следующий год с точки зрения географии участников обещает быть гораздо более насыщенным. Так, китайские партнёры Санкт-Петербургского горного университета из CUMT и Southwest Petroleum University, которые в нынешнем июле не смогли приехать в город на Неве в связи с коронавирусными ограничениями, выразили надежду на то, что к лету 2023-го границы КНР вновь будут открыты. И никаких препятствий для очного присутствия их студентов к тому времени уже не будет.
Готовность вновь прислать свои делегации в Петербург выразили также представители Ливанского международного университета, Ширазского университета Ирана и Ханойского университета горного дела и геологии. Предварительные заявки подают и «новички». Например, Университет Зимбабве, академические связи с которым начали налаживаться совсем недавно, после визита в Горный министра высшего образования, науки и инноваций этой южноафриканской страны Мурвиры Амона.
Национальный университет Ла-Платы из Аргентины заинтересован в том, чтобы его студенты получали в России дополнительные компетенции в области переработки рудных и углеродных ресурсов, а уругвайские вузы – в сотрудничестве с полярниками Горного. Как минимум, для публикации совместных научных статей, как максимум – для организации международной экспедиции в Антарктиду, на станцию Восток, куда учёные петербургского вуза отправляются каждую осень.
В случае восстановления к следующему году логистических цепочек, летние школы Санкт-Петербургского горного университета обещают стать самыми массовыми за всю свою историю. Как с точки зрения общей численности их участников, так и количества государств, которые они представляют.