Перейти к основному содержанию

Инженеры и айтишники: кто у кого в помощниках?

айти против инженеров
© Sigmund PS, unsplash.com

Томская торгово-промышленная палата объявила, что переток инженеров-производственников высокой квалификации в сферу компьютерного программирования становится угрозой для индустрии области. Люди переучиваются и уходят с заводов и конструкторских бюро в финансы, маркетинг и торговлю. Там сегодня наибольшее количество вакансий для айтишников.

Похожая ситуация складывается в большинстве промышленных регионов. Результат не замедлил сказаться на структуре отечественного НИОКРа (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). В 2021-м году впервые авторских прав на компьютерные программы, алгоритмы и базы данных было зарегистрировано больше, чем патентов на изобретения и полезные модели. Последних в 2019 году выдали 6093 штуки, а в 2021-м уже только 4090. Снижение почти на треть. Несмотря на сложную обстановку в экономике, немного сегодня найдётся в стране сфер деятельности с такой пессимистической динамикой.

программист
© Danial Igdery, unsplash.com

Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН сопоставили затраты на исследования и разработки по разным странам с объёмом экспорта высокотехнологической продукции. Выяснилось, что в среднем на каждый доллар затрат на НИОКР мировая экономика получает 1,71 доллара прироста экспорта продукции высокого передела. Подставив в это соотношение фактические данные о финансировании российской науки, институт прогнозирования получил значение неэффективных затрат на НИОКР – 57 595 миллиардов долларов США за год.

Приблизительно на ту же величину Бельгия имеет не убыток, а прирост эффективности финансирования науки (плюсом к среднемировому уровню). В России в 2018 году на исследования было затрачено $41 505 миллиардов. В Бельгии – 16 513. А высокотехнологичный экспорт, соответственно, 13 520 и 79 556 миллиардов долларов.

Причины диспропорции эксперты видят в том, что часто НИОКР, которые финансируются на территории России, коммерциализируются и превращаются в конечный рыночный продукт за рубежом («разомкнутая инновационная система»).

В University World News вышла статья, которая, пожалуй, выражает позицию научного мейнстрима Запада по отношению к сотрудничеству с российскими коллегами в условиях «новой холодной войны» (как они это называют).

Можно ли отнести ситуацию перетока, например, конструкторов-схемотехников в чистые айтишники симптомом инновационной разомкнутости. Пожалуй, да. Мы насыщаем кадрами сферу разработки софта (программного обеспечения), но обделяем сектор создания «железа», то есть аппаратного обеспечения электронных устройств. Вывод: отечественные программисты пойдут на субподряд к иностранным предприятиям.

Перекос на рынке труда в пользу программистов, как по уровню зарплат, так и по количеству вакансий, становится долгосрочным трендом. Сегодня, согласно опросу SuperJob, треть выпускников школ РФ собираются продолжить обучение в вузах на программиста, и только 6% нацелены на инженерные профессии.

школьник за компом
© Ahmed Hindawi, unsplash.com

Внимание Минобрнауки РФ к инженерному образованию, конечно, не сопоставимо с их ажиотажем вокруг ИТ-специальностей. Тем не менее, демонстрируется озабоченность и проявляется определённая активность в решении проблем технических вузов. Предложено, например, повышать креативность будущих инженеров, стажируя их в художественных учебных заведениях. Занятия балетом, конечно, никому не повредят, но всё-таки вовлечённость студентов в живую исследовательскую деятельность по своему направлению способствовала бы творческим озарениям в большей степени.

Конечно, будем справедливы, в арсенале Минобрнауки есть и более серьёзные меры регулирования. Основной проект текущего года – выделение 30 вузам грантов на создание передовых инженерных школ. Его задачей названо создание условий для «нового типа инженерной подготовки» – обучение разработчиков инновационных решений. Смущает слово «нового».

Можно было бы оставить это без внимания, если бы подобная постановка задач не иллюстрировала важную проблему управления вузовской системой - чрезмерное увлечение грантовым принципом финансирования, и соответственно, проектным способом управления. При которых, выражаясь научным языком, имеем в исследовательской работе не непрерывное движение, а дискретное: финансируем, публикуем, забываем, ищем нового амбициозного грантополучателя. Наиболее яркий пример – проваленная программа выхода 21 российского университета в международные рейтинги («5-100»).

В числе 30 участников проекта «Передовые инженерные школы» есть Уральский федеральный университет имени Ельцина. Он создан на базе УПИ (Уральский политехнический институт). Достаточно заглянуть в один из номеров институтской газеты «За индустриальные кадры» 1974-го года, чтобы убедиться – УПИ успешно решал сегодняшние задачи повышения креативности студентов почти полвека назад. Кстати, тогда это не называлось созданием новой инженерной школы.

В числе стимулирующих мер обязательная научно-исследовательская работа для всех без исключения студентов. Именно научная (НИОКР), а не учебно-исследовательская (УИРС). Последняя, само собой, проводилась не менее активно. Кстати, в работе широко использовались и достижения цифровизации и дистанционные образовательные технологии. В частности, обучающий программный комплекс на базе ЭВМ «Наири». На кафедрах и в вычислительном центре вуза в 1974 году насчитывалось более 300 клавишных электронно-вычислительных машин, таких как «Минск-22М» и «М-222».

Заглянем глубже в историю. В 1804-м году император Александр I, будущий победитель Наполеона, подписал разработанный вице-президентом Берг-коллегии графом Мусиным-Пушкиным план преобразований в Горном корпусе (сегодня Санкт-Петербургский горный университет). Приведём несколько пунктов из этого плана. Выпускникам старейшего технического вуза страны добавили один год по окончании основного курса для практических лабораторных занятий и ознакомления с «техническими заведениями, существующими в столице и её окрестностях». По завершении годичной практики выпускники ещё два года посвящали изучению работы горных заводов и рудников по всей стране.

Подобному углублённому практическому треку сегодняшние студенты могут только позавидовать. А директора заводов будут аплодировать пункту плана Мусина-Пушкина об обязательной работе дипломированных горных инженеров по специальности в течение 10 лет.

Эффективность отечественной практики в области подготовки инженеров-творцов подтверждена массой изобретений мирового уровня. В их числе токарный станок с подвижным суппортом, изолированный электрический кабель, центробежный насос, гидросиловая установка, спидометр, фотоэлемент, электронный телевизор (телефот), теплоход (дизель-электроход), принцип радиоуправления, электродуговая сварка, воздушно-реактивный, бензиновый и трёхфазный электрический двигатели. Даже оптимальную траекторию полёта на Луну американцам подарил в 1916-м году наш соотечественник Александр Шаргей. Весьма креативный был человек.