Перейти к основному содержанию

Есть ли жизнь на Марсе, или почему ВЦИОМ ошибается

солнце
© Selvan B, unsplash.com

День дефолта, 17 августа, в нынешнем году будет отмечен сильнейшей магнитной бурей. Аномальным вторжением солнечной энергии в магнитное поле Земли светило как будто напоминает людям о гелиоцентричности мира. Всероссийский центр изучения общественного мнения решил предварить это событие сообщением о вопиющем невежестве россиян в вопросах астрономии. По данным опроса, 35% сограждан опровергают Коперника. Они считают, что Солнце вращается вокруг Земли.

Эксперт Центра Анна Кулешова прокомментировала результаты опроса предположением об излишней самоуверенности необразованного населения и посетовала на широкое распространение антинаучных взглядов. В подтверждение чистоты своего эксперимента ВЦИОМ раскрыл на официальном сайте методику опроса. Это была серия телефонных интервью «по стратифицированной случайной выборке» (с разделением по типам респондентов). Доступен даже массив первичных данных. Однако «Форпост» позволил себе сомнения. Конечно, мы ни в коем случае не намекаем на отход ВЦИОМа от постулатов социологии. Вопрос только в интерпретации результатов.

телефонный разговор
© Icons8 team, unsplash.com

Интервью ВЦИОМа с телефонными респондентами начиналось с вопроса: «Согласны ли Вы со следующим утверждением: Солнце вращается вокруг Земли?» «Форпост» от своего имени сделал несколько случайных звонков с тем же вопросом. Первые несколько разговоров закончились ничем. Нам рассказали об уже потраченном на финансовых мошенников лимите бесполезного телефонного общения. Или просто грубо отправили интервьюеров в отдалённые уголки вселенной.

Нашёлся человек, процитировавший старика Хоттабыча из известной повести-сказки Лазаря Лагина. Слова, правда, касаются не вращения Земли, а скорее её округлости, но тем красноречивее звучит завуалированное предложение удалиться.

«Горизонтом, о высокочтимый учитель, я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли» - дальше разговор был прерван.

Старик Хоттабыч
© Скриншот из фильма "Старик Хоттабыч" Геннадия Казанского, 1956 г.

Остаётся только догадываться какого количества подобных ответов удостоился ВЦИОМ. И какова доля людей, которые сказали «да» только с тем, чтобы быстрее вернуться к своим служебным или домашним делам. И сколько было тех, кто не вслушался в формулировку и легко согласился с утверждением ни к чему не обязывающим.

Многие СМИ уверенно растиражировали вывод ВЦИОМ о том, что наихудшие результаты в опросе показали респонденты старше 60 лет. Сопоставим это с выводом Анны Кулешовой о широком распространении антинаучных взглядов. Очевидно противоречие: в пору детства и юности сегодняшних шестидесятилетних, как раз период формирования у человека представлений о мире, антинаучные взгляды в информационном пространстве практически не встречались. Как политический контент тогда цензурировался идеологами, так и околонаучный – профессионалами в соответствующих областях. И последние, в отличие от первых, как правило, были объективны. Более того, невежда, «вращающий» Солнце вокруг Земли, воспринимался практически как предмет мема. Синоним непоправимой интеллектуальной несостоятельности.

плакат К Звёздам
© К Звёздам!, советский плакат 1960-х годов

Тем не менее, спор с ВЦИОМ был бы голословным, если бы не исследование Высшей школы экономики (ВШЭ) на ту же тему. Вопрос у них был сформулирован обратным образом: «Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца». Ответ «да» прозвучал от 93% респондентов. Неправильно ответили только 5%, ещё 2% затруднились.

Принципиальные расхождения между данными ВЦИОМ и ВШЭ подтверждают предположение «Форпоста» о слабой мотивации участников опроса к серьёзному разговору. Противоречивость результатов, пожалуй, можно толковать как склонность россиян скорее соглашаться, чем оспаривать любые заявления, даже самые несуразные. Либо как способ вежливо отмахнуться от интервьюера.

Возможно, сегодня приходится иметь дело с системным кризисом социологии. Её традиционные инструменты больше не позволяют уловить реальные общественные настроения. «Глубинный народ» не желает искреннего общения с любыми незнакомцами. Мы устали от электронного спама, бессловесных промоутеров на улицах, красноречивых, но глухих сбытовых агентов в телефоне, от мошенников, аудиоботов и «говорящих голов». Мы ставим всё это «на паузу».