Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) напомнила рынку ретейла кто здесь «всех румяней и белее». Выяснилось, что базовый комплект товаров для подготовки к школе в торговых сетях, членах ассоциации, стоит на 19% меньше, чем в среднем по стране.
Сравнивали минимальные цены ранца, фломастеров, шариковой ручки, карандаша, тетради и альбома для рисования. «Первая цена» в супер- и гипермаркетах оказалась даже на 10% ниже прошлогоднего общероссийского уровня (по данным «Росстата»). Председатель президиума АКОРТ, Игорь Караваев, объяснил дешевизну «развитой системой поставок, сильными переговорными позициями сетей и высокой конкуренцией за покупателей с различным уровнем дохода».
Означает ли приведённый факт фатальное превосходство крупного сетевого формата торговли для потребителя и экономики?
В одном из гипермаркетов, относящихся к АКОРТ, «Форпост» обнаружил, например, шариковую ручку (бренд отечественный, производитель Китай) за 2 рубля 99 копеек. Это вдвое дешевле самого простого пакета-майки на Яндекс-Маркете. Хотя ручка – сложный товар, состоит из 7 компонентов: пластиковый корпус, наконечник, колпачок, стержень, пишущий узел, шарик к нему и чернила.
В 1980-е годы самая дешёвая и повсеместно распространённая авторучка стоила 35 копеек. Сумма сопоставима с двумя порциями блинов с сиропом в стандартной столовой. Сегодня в «Теремке» один блин с вишнёвым вареньем – 105 рублей. Ручка - в 35 раз дешевле.
Общеизвестно, что в СССР промтовары всегда были менее доступны по цене, чем продовольственные. Тем не менее, автомобили в той структуре цен выглядели приблизительно как сегодня, не в пример канцтоварам. «Шестёрка», ВАЗ-2106, в 1983 году соответствовала 24-м тысячам авторучек (₽8400). «Лада-Гранта» 2022 года в базовой комплектации тянет на 226 тысяч в канцелярском эквиваленте.
Как вышло, что сегодняшние школьники экономят на бутербродах и носовых платках, но могут менять ручки по десять раз на дню без особого ущерба родительским кошелькам?
На интернет-сайтах бизнес-идей легко можно найти проекты создания производства авторучек. Правда, самый свежий из тех, что попались «Форпосту» датирован 2014-м годом. Посчитаем, на что может рассчитывать предприниматель в подобном бизнесе сегодня.
В 2022 году на фоне скачка инфляции крупнейшие торговые сети пообещали не повышать наценку на социально значимые товары выше 5%. Допустим так же наценили и авторучки. Производитель выручил за каждую по ₽2,85. Сборочная машина, доступная малому бизнесу, выдаёт 30 ручек в минуту. В месяц – 316800 штук. Владелец бизнеса может рассчитывать на доход 902 тысячи рублей.
Сравним с себестоимостью. На полипропилен для корпуса, наконечника и колпачка на месяц понадобится примерно 300 тысяч рублей. Стержни – ₽224 тысячи, их дешевле закупать, чем самостоятельно производить в рамках малого бизнеса. Добавим к этому затраты на минимально необходимый персонал в количестве 4 человек (с учётом налога и отчислений в социальные фонды при зарплате средней по РФ) и аренду недорогого производственного помещения.
Выходит ₽948 тысяч – уже больше, чем потенциальная выручка, а в расчёт ещё не включены транспортные расходы, электричество и регулярные бонусы сетям, куда же без них. Не говоря уже о возмещении первоначальных затрат на покупку производственного оборудования.
Вывод: формат малого бизнеса в проекте производства авторучек в 2022 году нерентабелен. Не случайно после девальвации рубля в конце 2014 года подобные кейсы на соответствующих сайтах уже не публиковались. Тогда рубль стал дороже, импортное сырьё - дешевле. Непосредственно до той девальвации на торговые сети в общем розничном обороте приходилось 22,9%. Сегодня – 40,07%.
Рост монополизма в торговле приводит к централизации закупок. Она выбрасывает с рынка небольших производителей. Сетям нужна стабильность поставок, нужны объёмы и низкая закупочная цена. На такое способен только крупный партнёр.
Ежедневно в мире продаётся 11 миллионов шариковых ручек. Примерно столько же попадает на свалки. Ещё недавно в ходу были сменные стержни - неразлагаемого пластикового мусора накапливалось меньше. Сегодня исписанная недорогая многоразовая ручка почти всегда выбрасывается. Значит помимо вытеснения малого бизнеса, как в торговле, так и в производстве, сетевой демпинг несёт вред экологии.
А что если правительство в вопросе о целесообразности повышения зарплат бюджетникам будет ориентироваться на данные не Росстата, АКОРТ? Повышения не видать, и у владельцев сетевых дискаунтеров станет меньше поводов беспокоиться о бизнесе – «любимых» бедных, а потому лояльных клиентов, которым уже плевать на качество товара, станет ещё больше.