Перейти к основному содержанию

Зачем в Горном университете ужесточили требования к студентам?

актовый зал
© Форпост Северо-Запад

В нынешнем году в учебные планы магистратуры Санкт-Петербургского горного университета внесены значительные изменения. Её первый курс теперь начинается с получения студентами базовой научной компетенции «Философия науки», в рамках которой молодые учёные научатся правильно оформлять статьи, работать с наукометрическими базами данных, обосновывать выбранную методологию изысканий, приобретут множество других необходимых им знаний и навыков.

Возросли и требования к выпускной работе. Отныне она будет состоять из трёх разделов: научного, технического и экономического, каждый из которых получит отдельную оценку. «Форпост» решил выяснить, как отнеслись ко всем этим нововведениям сами учащиеся старейшего технического вуза России. Ведь очевидно, что получить его диплом о высшем образовании стало заметно сложнее.

Магистрантка энергетического факультета Юлия Андреева говорит, что люди, ищущие лёгкие жизненные пути, изначально не будут поступать в Горный, поскольку требования к уровню знаний и навыков здесь и раньше были очень серьёзные. Лекционные занятия, участие в лабораторных экспериментах, прохождение учебных и производственных практик – всё это обязательные условия для итогового успеха.

студентка
© Форпост Северо-Запад

«Те ребята, которые поступили в магистратуру, крайне заинтересованы в том, чтобы получить как можно более качественные знания. Поскольку все мы прекрасно понимаем: в дальнейшем это станет нашим конкурентным преимуществом. Все хотят развиваться в профессиональном плане и поступают сюда именно потому, что вуз даёт такую возможность и мотивирует к работе. Здесь очень много программ, таких, например, как «ассистент учёного», которые позволяют получать дополнительные компетенции. Именно за ними молодёжь сюда и идёт. Те, кто не готов трудиться, не способен к самоорганизации, обычно отсеиваются ещё на первом курсе бакалавриата или специалитета», - считает Юлия, в научные интересы которой входит защита систем наружного освещения от обрывов.

Умение преодолевать трудности и не бояться их – одно из обязательных условий для успешной карьеры современных магистрантов. Ведь далеко не все они связывают своё будущее с поступлением в аспирантуру и дальнейшей работой в качестве педагога или учёного. Большинство должно отправиться «в поля» и заниматься там прикладными исследованиями. Учитывая, что вектор развития страны сегодня - это, прежде всего, арктические проекты, само собой, необходимо обладать определённой смелостью для того, чтобы в них участвовать.

К сожалению, далеко не все выпускники отечественных высших технических учебных заведений такой смелостью обладают. Как утверждают руководители минерально-сырьевых и энергетических компаний, многие из них готовы работать хоть официантами, лишь бы остаться в комфортных городских условиях. Оттачивать профессиональные навыки инженера в суровом климате Заполярья хочет далеко не каждый.

газпром нефть
© www.gazprom-neft.ru

«На самом деле инфраструктура 90% месторождений сегодня очень хорошо развита. А новые объекты строятся уже с учётом современных реалий и запросов, в том числе со стороны молодых специалистов. В вагончиках давно никто не живёт, вас заселяют в комфортное общежитие с комнатами, рассчитанными на двух человек. В шаговой доступности построены и спортзалы, и игровые площадки для всех видов спорта. Голодными вы тоже не останетесь, да и скучать не придётся. Спортивные соревнования, различные научные конкурсы – культура организации досуга на Крайнем Севере находится на достаточно высоком уровне. Больших различий с городскими условиями давно уже нет. Что касается суровых климатических условий, то когда организм молодой, он переносит их совершенно спокойно. Очень быстро привыкает, буквально за неделю. Так что рекомендую выпускникам не теряться и ехать на север, реализовывать там свой потенциал», - рассказал магистрант 1 курса Санкт-Петербургского горного университета Михаил Чернышов.

Михаил знает, о чём говорит, он проходил производственные практики на различных месторождениях, в том числе, расположенных за полярным кругом. И в будущем планирует заниматься именно прикладными исследованиями для нефтегазовых компаний, работающих в Арктике. Сфера его научных интересов – модернизация технологий, способствующая повышению эффективности процессов добычи и подготовки нефтепродукта к транспортировке.

студент
© Форпост Северо-Запад

«Конечно, получение практических навыков – это одна из важнейших составляющих профессионального роста. Но для успешной карьеры необходимо обладать и научными знаниями, в том числе фундаментальными. Поэтому я и принял решение о поступлении в магистратуру Горного университета, поскольку этот вуз – один из флагманов технического образования. Так что лично я считаю новые требования ректора, которые направлены на дальнейшее совершенствование учебного процесса, логичным и своевременным шагом. Они обязательно поспособствуют тому, чтобы я и другие ребята смогли самореализоваться в профессии. Это очень важно», - резюмировал Михаил.

Иван Скворцов, который учится по специальности «Электроприводы и системы управления электроприводами», начал заниматься научной деятельностью ещё на третьем курсе бакалавриата. Сначала в качестве ассистента учёного работал над улучшением свойств топливных водородных элементов. Но сейчас несколько разуверился в их безоблачных перспективах и больше времени, также как Юлия Андреева, посвящает изысканиям в области защиты систем уличного освещения от обрывов под руководством доктора технических наук, заведующего кафедрой общей электротехники Горного университета Ярослава Шклярского.

студент
© Форпост Северо-Запад

«Думаю, что начать обучение на первом курсе магистратуры с участия в такой программе, как «Философия науки», очень полезно. Во-первых, с точки зрения мотивации. В процессе освоения этой базовой научной компетенции, ты начинаешь чётче осознавать, что учишься уже не на бакалавриате. Это не его продолжение, а гораздо более серьёзная ступень образования. Совсем другой уровень требований. Во-вторых, тем ребятам, которые на бакалавриате не входили в составы научных групп, не участвовали в серьёзных исследованиях и не публиковали статьи в высокорейтинговых журналах, конечно, полезно получить некий базис. Научиться искать материалы по своему направлению изысканий в наукометрической базе данных, правильно их обрабатывать, выбирать методологию для работы в лабораториях. В конечном итоге все знания и навыки, полученные в рамках базовой научной компетенции, позволят избежать ошибок в ходе экспериментов, а значит, повысят их качество и уровень достоверности», - подчеркнул Иван.

Анастасия Мешалкина учится по специальности «Химическая технология органических веществ». Наукой занимается со второго курса. В сферу интересов входит изучение низкотемпературных свойств дизельных топлив и поиск способов улучшения их свойств. Это крайне необходимо для успешного претворения в жизнь арктических проектов, которые в условиях антироссийских санкций, очевидно, будут пробуксовывать без отечественных присадок для горючего. Ещё одна функция этих препаратов – минимизация ущерба окружающей среде при выбросах из выхлопных труб автомобилей. Сегодня они провоцируют в городах до 70% всей эмиссии загрязняющих веществ, и, конечно, снижение этого показателя – одна из приоритетных задач, стоящих перед российской наукой.

студентка
© Форпост Северо-Запад

«В качестве ассистента учёного я участвую в профильных исследованиях, которые проводятся специалистами Научного центра проблем переработки минеральных и техногенных ресурсов Горного университета. Для того, чтобы обеспечить точность измерений, высокую достоверность лабораторных экспериментов и затем правильно интерпретировать полученные данные, само собой, необходимо обладать огромным багажом знаний и навыков, многие из которых мне только предстоит получить. Но умение чётко и доступно изложить результаты своих исследований в итоговой научной работе и, тем более, в статье, которую вы направляете для публикации в высокорейтинговом журнале, – это тоже очень важная компетенция. Большинство моих однокурсников на бакалавриате ей не обладало. Поэтому очевидно, что «Философия науки», в рамках которой ребята эту базовую научную компетенцию получают – крайне полезный для становления молодых учёных проект», - полагает Анастасия.

Что касается ужесточения требований к выпускной магистерской работе, то они девушку не пугают. Студентка уверена, что за 2 года успешно освоит все учебные планы и напишет достойную диссертацию. Тем более, за спиной уже есть определённый багаж знаний, а уровень профессорско-преподавательского состава позволяет надеяться на его количественное и качественное пополнение.

научный центр
© Форпост Северо-Запад
научный центр
© Форпост Северо-Запад

Юлия Андреева отмечает ещё одну важную особенность программы «Философия науки» - в ходе обучения ребята общаются с большим количеством профессоров, многие из которых затем не будут у них преподавать. Таким образом университет создаёт дополнительную возможность для того, чтобы молодые учёные нашли по-настоящему интересную для себя тему исследований. Причём лучше - междисциплинарную, зачастую это приносит гораздо более весомый научный результат.

Получение базовой научной компетенции не только способствует профессиональному росту, но также заставляет ставить перед собой фундаментальные мировоззренческие вопросы. Каким образом влияет на социум кризис книжной культуры, на замену которой пришёл интернет и социальные сети? Почему наука всё чаще занимается решением эфемерных проблем вместо того, чтобы скрупулёзно работать над достижением целей устойчивого развития? Почему участие транснациональных компаний в недропользовании на территории развивающихся государств не ведёт к процветанию последних, а обогащает лишь западные элиты?

Арамко
Министр энергетики Саудовской Аравии не исключил возможность сокращения добычи нефти участниками картеля ОПЕК+. Почему Королевство решилось на столь откровенный вызов Западу?

Иван Скворцов акцентирует внимание на том, что поиск ответов на эти вопросы, как и понимание вызовов, стоящих сегодня перед Россией, для молодёжи не менее важно, чем профессиональная самореализация. Ведь с каждым годом цивилизации будет требоваться всё больше и больше ресурсов, одним из признаков которых является исчерпаемость. Потребление меди, никеля, лития, природного газа, редкоземельных металлов, как и многих других полезных ископаемых, априори будет расти. Но какая, например, модель управления минерально-сырьевым комплексом позволит получить от их переработки и реализации максимальную маржу?

В качестве оптимальной парадигмы развития отрасли молодой учёный называет повышение роли государства в качестве регулятора, определяющего правила игры на рынке. Какой объём добычи и переработки соответствует современным реалиям? Какая конъюнктура будет наиболее благоприятной для строительства перерабатывающих мощностей? Каков должен быть уровень социальных и экологических требований к руководству горных и энергетических компаний? Ответы на все эти вопросы должны быть более чётко регламентированы правительством.

СУЭК-Кузбасс
© www.suek.ru

«На мой взгляд, предприятия должны строить свой бизнес на основании более понятных, чем сегодня правил и требований, определяемых государством. Но, конечно, с учётом собственных деловых интересов. Причём основная функция регулятора должна заключаться не в том, чтобы наказывать компании за чрезмерный вред окружающей среде или какие-то другие нарушения, а в создании благоприятных условий для развития высокомаржинальных производств и внедрения наилучших доступных технологий. Прежде всего, в области глубокой переработки и снижения выбросов загрязняющих веществ. Это позволит не только создать в стране новые рабочие места, но и повысит нашу технологическую безопасность», - считает Иван Скворцов.

На нём, как и на всём поколении студентов, которые учатся сегодня в технических вузах, лежит очень важная миссия – избавить страну от дефицита инженерных и научно-педагогических кадров. В противном случае начать новую индустриализацию России будет практически невозможно. Поколение профессионалов, взращенных в СССР, постепенно стареет, компетентные кадры среднего возраста – выпускники 90-х и нулевых годов, конечно же, есть, но минерально-сырьевой комплекс и вузы испытывает их очевидный недостаток. Понимают ли сегодняшние магистранты, что перед ними стоит глобальная цель переломить эту тенденцию? И готовы ли они, поступив в аспирантуру или устроившись на производство, каждый на своём месте работать над её достижением?

Дарья Борисова получает в Горном университете образование по специальности «Экологический мониторинг и охрана окружающей среды». Наукой занимается со 2 курса бакалавриата. Сфера научных интересов - снижение негативного воздействия на компоненты биосферы при добыче редкоземельных элементов на предприятии, расположенном за Полярным кругом, и ликвидация объектов накопленного вреда, в частности, хвостохранилищ. Безусловно, модернизация производств, выпускающих «критические металлы», - важнейшая государственная задача. Как и строительство новых заводов, способных стать фундаментом очередной промышленной революции. Для нашей страны она связана не столько с внедрением интеллектуальных роботизированных систем, сколько с созданием современных цепочек добавленной стоимости.

студенты
© Форпост Северо-Запад

«Все мы прекрасно понимаем, что новая среда, находящаяся на высоком технологическом уровне, диктует повышенные требования к научному сообществу и, в том числе, к педагогическому составу. Это тем более очевидно, что минерально-сырьевой комплекс - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, эффективность которой, в том случае, если мы избавим её от дефицита кадров, может стать значительно выше. Мы действительно осознаём уровень ожиданий и готовы стать достойными преемниками. Необходимо идти «в ногу со временем», чтобы способствовать росту интеллектуального капитала, двигать науку, даже в чем-то идти на опережение, смотреть в зону ближайшего, перспективного развития, изучать новые методологии, расти в профессиональном плане. Те, кто пользуются готовыми формулами, двигаются по пути наименьшего сопротивления, теряют свою значимость, как специалистов. Уверена, что подавляющему большинству студентов Горного университета, это не грозит», - уверена Дарья.

Самое главное, чтобы возможности, которые появились у отечественной высшей школы после выхода из Болонского соглашения, были в полной мере использованы. Но для этого необходимо, чтобы правительство разработало понятную стратегию, нацеленную на решение государственных задач и удовлетворение запросов рынка. Пока университетам приходится самостоятельно искать актуальные вектора развития и инструменты, позволяющие повышать качественный уровень выпускников. Отсутствие такой работы в глобальном масштабе не только негативно влияет на уровень подготовки инженерных и научно-педагогических кадров, но и, очевидно, несёт угрозу технологического отставания России.

студенты
© Форпост Северо-Запад