Перейти к основному содержанию

Зачем российскому студенту нужна «Философия науки»

философия науки
© Форпост Северо-Запад

По данным Росстата, в нашей стране научные исследования и разработки выполняют 4175 организаций, из них 990 – это высшие учебные заведения. Причем, если за последние 20 лет общее количество организаций существенно не изменилось, то доля НИИ в нем упала на 40%, а доля вузов выросла практически в три раза. Налицо увеличение роли университетской науки в исследовательском потенциале страны. Ситуация начинает напоминать советское время, когда научные основы формировались в технических институтах, и студенты были вовлечены в реальные проекты.

Россия сейчас занимает шестое место в мире по числу исследователей в эквиваленте полной занятости. Позиция страны ухудшилась, ведь всего несколько лет назад РФ находилась на две строчки выше. С 2000 по 2021 годы общее число персонала, занятого в исследованиях и разработках (включая техников и лаборантов), сократилось на четверть. Стоит ли говорить, что в технически развитых государствах наблюдался существенный рост по этому показателю - от 30 до 130%.

Нарастающий кризис в высшем образовании требует действий по повышению уровня методологической научно-философской подготовки будущих научно-педагогических кадров и инженеров, которые в перспективе будут работать на производстве и заниматься прикладными исследованиями.

Год назад Санкт-Петербургский горный университет включил в свои учебные планы добровольный курс «Философия науки», подразумевающий получение студентами базовых научных компетенций. Программа, в которой приняли участие более чем две сотни молодых людей, оказалась настолько эффективной, что с этого учебного года она стала обязательной для всех магистров.

Магистр первого года обучения механико-машиностроительного факультета Горного университета Михаил Дли был одним из «первопроходцев» курса.

«Я хотел поступить на международную программу тройного диплома, в рамках которой обучение происходит в вузах сразу трех стран – России, Австрии и Германии. Участникам предстояло писать статьи, которые бы направлялись в базу данных Scopus, поэтому студенты должны были уметь правильно выбирать тему и объект исследования, обосновывать методологию изысканий и доказывать их достоверность. Именно «Философия науки» дала мне эти необходимые практические знания. И хотя сегодня программа тройного диплома оказалась по понятным причинам замороженной, я с успехом применяю полученные компетенции на Родине», - рассказал магистр.

философия науки
© Форпост Северо-Запад

Научной темой Михаила является совершенствование технологического процесса изготовлений металлических изделий с помощью магнитно-абразивной обработки. Вопрос актуален для широкого спектра отраслей. Так, несколько статей юноши посвящены станочному оборудованию - цанговому и замковому соединениям буровой колонны.

«Прослушанный курс помог мне понять, как далеко продвинулись ученые, которые занимаются профильными изысканиями. Зачем изобретать велосипед заново, когда можно изучить проработанность проблемы и двигаться дальше?! Во многом благодаря «Философии науки» я стал лауреатом Международного конкурса «Актуальные проблемы недропользования» - с учетом полученных навыков и рекомендаций написал научную статью по своей теме и завоевал первое место в категории «Машиностроение». Кто-то из знакомых студентов меня спрашивает: зачем ему научная компетенция, если он планирует идти на производство? Ответ очевиден. Каждый инженер должен быть компетентен в своей сфере, так как в процессе работы он неминуемо будет сталкиваться с инновациями. А значит, должен уметь разделять предлагаемые технологии на те, которые можно эффективно использовать на конкретном производстве, и те, которые нельзя», - говорит Михаил.

В перспективе молодой человек планирует развивать вузовскую науку и параллельно апробировать новые знания на машиностроительных предприятиях.

Антонина Стоянова в настоящее время поступает в аспирантуру. Со дня на день должен выйти соответствующий приказ. Она приняла решение заниматься научной деятельностью еще в процессе обучения на бакалавриате, поэтому участвовала в программе «Ассистент ученого», а затем получила должность лаборанта в Центре цифровых технологий.

«Я несколько лет была руководителем Студенческого научного общества в Горном университете, в задачи которого входит курирование студентов, желающих заниматься исследованиями. К нам может подойти любой из них, чтобы узнать, с чего необходимо начать, как искать подходящую тему, к каким преподавателям следует обратиться. Естественно изначально у меня не было соответствующего опыта, поэтому я набивала шишки и получала его самостоятельно. Очень не хватало методической базы по работе над научными статьями, поиску информации и взаимодействию с базами данных. Могу сказать, что «Философия науки» очень сильно мне помогла – эта образовательная программой позволяет молодым ученым найти ответ на все возникающие у них вопросы», - объясняет Антонина Стоянова.

философия науки
© Форпост Северо-Запад

Когда руководство вуза в прошлом году объявило о возможности получить эту базовую научную компетенцию, девушка записалась одной из первых. Она несколько лет занималась мотивационной работой среди студентов, но в ходе лекций узнала много нового и для себя лично.

«В настоящее время сроки аспирантуры по моей специальности сокращены с 4 до 3 лет, и именно участие в программе помогло понять, каким образом компенсировать эту разницу. Мы занимались подготовкой научного обзора, который по большому счету является первой главой кандидатской диссертации. Я смогла раньше приступить к ее написанию, научилась формулировать объект исследования, анализировать предметную область, узнала, какие моменты стоит усилить. Я работаю над проблемой разработки информационных систем в соответствии с политикой устойчивого развития компаний и своей целью вижу автоматизацию процесса стратегического управления для менеджмента. Тема достаточно новая, отечественные ученые пока не активно ею занимаются. Ориентироваться в мировом научном пространстве помогли лекции сотрудников Управления по публикационной деятельности, которые обычно не консультируют студентов. Это невероятно ценный опыт!» - делится впечатлениями Антонина.

Не менее показателен отзыв Александра Турковского, магистра кафедры геоэкологии. Он получил базовые научные компетенции весной, а затем уехал на производственную практику, где незамедлительно применил полученные знания.

«Я заинтересовался программой, так как хотел лучше подготовиться к предстоящей магистерской диссертации. Однако по факту «Философия науки» дает студентам намного больше, чем написание научного обзора. Последовательность проведения экспериментов в лабораториях и научной деятельности в целом, структура написания статей и роль международных баз данных – раньше мои знания на эти темы были минимальны. Если бы я открыл Scopus, то вряд ли бы вообще в нем смог разобраться. Образно говоря, нас взяли за ручку и показали, как все работает и как этим пользоваться. Это огромный толчок для развития», - говорит Александр.

философия науки
© Форпост Северо-Запад

Если до прошлой весны магистр не планировал оставаться в науке, то сегодня он связывает с ней свое будущее. Александр проходил летнюю производственную практику на Стойленском ГОКе. Там он отобрал пробы с хвостохранилища и задался целью найти рентабельный способ утилизации отходов. По словам юноши, именно знания, которые он получил в рамках курса «Философия науки», помогли ему выбрать перспективный вектор исследований, способный в обозримом будущем найти решение столь актуальной научной проблемы.

«Когда ты знаешь, что тебе нужно, но не знаешь, как это сделать, курс базовых научных компетенций – это то, что тебе необходимо. После него я четко понял, какие действия предприму на комбинате и в лаборатории. Затем я стал мониторить статьи российских и зарубежных авторов и нашел интересные публикации австралийских ученых, которые использовали отходы для изготовления строительных материалов. Я изучил их предложение, первоначальный состав и конечный продукт, и на этой основе развиваю собственный метод с использованием иных химических компонентов и реагентов. Он способен улучшить показатели прочности, теплопроводность и ряд других показателей», - рассуждает Александр Турковский.

Сегодня молодой человек находится в начале длинного пути, начинающегося с экспериментов в лабораториях и оканчивающегося создание инновационного продукта. Еще будучи магистром, он устроился лаборантом в научный центр «Экосистема» и теперь активно занимается изысканиями. В перспективе после окончания экспериментов, которые он проводит в университетских лабораториях, он опишет их результаты в своей диссертации и нескольких научных статьях, после чего обратится к руководству ГОКа с предложением по внедрению своей разработки.

Современная реальность высокотехнологичного производства требует от инженера серьезных научных знаний, сегодняшняя реальность научных экспериментов требует от ученого наличия производственного опыта. Синергия науки и производства – это и есть концепция курса, реализуемого Санкт-Петербургским горным университетом «Философия науки». Слово «философия» переводится с греческого как «любовь к мудрости». Здесь его расшифровывают как «архимедов рычаг» по пути к постиндустриальной экономике России.