Петербургские ученые назовут причины массовой гибели динозавров в Кемерово

палеонтология

Ученые Санкт-Петербургского горного университета присоединились к исследованию раннемелового комплекса местонахождений Шестаково в Кемеровской области, на территории которого были найдены новые виды динозавров.

Эта история началась еще в 1953 году, когда у реки Кии вблизи села Шестаково были обнаружены фрагменты некрупного растительноядного динозавра. Они были отправлены в Палеонтологический институт АН СССР, где позднее определены как остатки динозавра из рода Psittacosaurus - раннего азиатского представителя рогатых динозавров. Несмотря на то, что сегодня известно о девяти существовавших видах пситтакозавров, найденный экземпляр отличался от прочих. Это была большая неожиданность: регион известен всему миру угольными пластами, и вдруг доисторические животные! Однако, несмотря на всю сенсационность и перспективность дальнейших исследований, о местонахождении временно забыли, решив, что находка являлась случайностью.

Планомерные изыскания - раскопочные и стратиграфические работы - начались только в начале 90-х годов. За несколько лет на Шестаковском яре палеонтологи обнаружили сразу несколько мест крупных захоронений и выявили богатую фауну, включающую представителей таких таксонов, как рыбы, амфибии, черепахи, крокодилообразные рептилии, динозавры, летающие ящеры (птерозавры), птицы, зверозубые рептилии и млекопитающие.

Но самой важной стала находка в 1999 году двух полных скелетов пситтакозавров в анатомическом сочленении. Их описание подтвердило высказанную ранее гипотезу о выявлении отдельного вида пситтакозавров, названного пситтакозавром сибирским (Psittacosaurus sibiricus). Они жили примерно 130—100 миллионов лет назад и представляли собой двуногих травоядных животных относительно небольшого размера (до 2—2,5 метров в длину), с характерным мощным клювом. Этим они и заслужили свое прозвище - динозавр-попугай. На сегодняшний день данный вид известен только из Шестаковского комплекса позвоночных в Кемеровской области.

палеонтология
© Игорь Курицын/ Смонтированная копия скелета в Палеонтологическом музее им. Ю. А. Орлова

Кроме того, что Шестаково подарило миру исторически первую находку российского млекопитающего мезозойского возраста и материал для описания второго уникального динозавра - сибиротитана (Sibirotitan astrosacralis). Он относится к завроподам, группе самых крупных наземных позвоночных животных, когда-либо существовавших на Земле.

© vk.com

Для справки: всего на территории России зафиксировано 11 видов оригинальных динозавров, которых нигде в мире больше нет. Таким образом, два из них – были найдены именно в Шестаковском комплексе. Учитывая его возраст (ранний мел) и обнаружение там полных скелетов динозавров местонахождение можно по праву назвать исключительным в своем роде.

Делегация Горного университета в составе заведующей кафедрой исторической и динамической геологии Ириной Таловиной и представителей Горного музея, известного своей богатой палеонтологической коллекцией, в июле 2022 года посетила «кузбасскую родину динозавров».

«Впервые в России мы проводим исследовательские работы, включающие одновременно комплексные геологические и палеонтологические изыскания. Традиционно раскопки ископаемых остатков мало интересуют квалифицированных геологов, которые в первую очередь нацелены на разведку полезных ископаемых. Очевидно, что палеонтология – исключительно фундаментальная наука, далекая от экономических успехов минерально-сырьевого комплекса страны. Однако вкупе с геологией она может ответить на вопросы, касающиеся развития Земли», - отметила Ирина Таловина.

палеонтология

Под ее руководством были проведены рекогносцировочные работы, литогеохимическое опробование местонахождений Шестаково-1 (сибиротитан) и Шестаково-3 (пситтакозавры), отбор проб для проведения изотопного анализа. Также был изучен геологический разрез и выявлены закономерности расположения местонахождений крупных скелетов и скоплений костных остатков.

Местонахождение является перспективным для изучения объектом в области геохимии. Отобранные пробы, исследуемые сегодня специалистами вуза в лабораторных условиях, позволят выявить палеогеографические и тафономические (условия захоронения) особенности Шестаковского комплекса. Благодаря изысканиям ученые смогут определить состав и природу горной породы, а значит ответить на вопрос: что могло послужить причиной массовой гибели доисторических животных в Кемеровской области.

палеонтология

Не менее важной целью, которую геологи поставили перед собой, является поиск с помощью геофизического оборудования крупных захоронений остатков динозавров.

«Палеонтологическая коллекция Горного музея собиралась в России и за ее пределами на протяжении долгих лет и сегодня представлена тысячами окаменелостей, от микроскопически простейших беспозвоночных до полных скелетов млекопитающих. Изучение динозавровых фаун учеными и выпускниками Горного университета имеет давнюю традицию. Первым российским ученым, полноценно занимавшимся исследованием динозавров, был выпускник и профессор Горного университета – Анатолий Рябинин, описавший исторически первого российского динозавра – манчьжурозавра (ныне признанного невалидным). Другим известным отечественным палеонтологом был писатель-фантаст Иван Ефремов, также выпускник и преподаватель Горного университета, который ещё в далёком 1957 году предвидел возможность обнаружения остатков позвоночных на Шестоковском яру, в связи с чем поручал в переписке с кемеровцами проводить поиски на местности. Сегодня основным координатором раскопок является Кузбасский краеведческий музей, партнер Горного университета и музея», - подчеркнул директор Горного музея Михаил Шабалов.

Отметим, что условия жизни и гибели динозавров остаются одной из наиболее популярных тем среди не только молодежи, но и взрослого населения всего мира. Об этом говорят как рейтинги фильмов в духе «Парк Юрского периода», так и посещаемость тематических мероприятий. Например, культурно-туристический фестиваль «Динотерра», который уже стал ежегодным для Кузбасса, в этом году собрал порядка 20 000 участников. Исследования петербургских геологов позволят привнести в эту плодородную для фантазий почву реальные факты и обоснованные теории.

Ефремов
Что может быть общего между советским ученым, основавшим целую палеонтологическую науку тафономию, и легендарным режиссером Джорджом Лукасом? Почему ряд критиков обвиняют американца в плагиате?