Перейти к основному содержанию

Почему черви – козыри? Чем им обязана Британия

корабельный червь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Началом конца для Непобедимой армады и предвестием заката золотого века Испании стал внезапный сильнейший шторм в Атлантике. В конце мая 1588 года 130 кораблей вышли из Лиссабона в сторону Ла-Манша громить английский флот, но вынуждены были встать на длительный ремонт в Ла-Корунья на Северо-Западе Пиринейского полуострова.

Испанцы начали восстанавливать мачты и паруса, латать пробоины и обнаружили, что днища существенно повреждены корабельным червем (Teredo) – грозой морских деревянных судов. Ремонт завершился только спустя 2 месяца после начала похода. Англичане успели подготовиться, к тому же боевой дух флота Филиппа II был подорван.

Через 140 лет тот же червь помог Англии ослабить другого своего конкурента – Голландию. Спусковым крючком опять стал погодный форс-мажор. Один за другим тогда прошло несколько засушливых лет, река Зёйдерзе обмелела. Вода одноимённого залива, соответственно, стала гораздо солонее. В гавани Амстердама внезапно активизировался тот самый корабельный или свайный (в голландский версии) червь.

Полугода разрушительной работы моллюска оказалось достаточно, чтобы 70 километров системы дамб и пирсов из крепчайшего морёного дерева стали похожи на изъеденное плодожоркой яблоко. Более двух третей сооружений спасти не удалось. Первая в мире страна победившего капитализма встала перед угрозой затопления.

сваи после нападения червя
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Пришлось в огромных объёмах импортировать камень, чтобы выложить из него новую дамбу. Под этот проект правительство Голландской республики вынуждено было резко повысить и без того обременительные налоги. Последовали народные волнения. Из-за проблем с портовой инфраструктурой затруднилась внешняя торговля – основной источник богатства страны. Англия воспользовалась неожиданной помехой своего нового главного конкурента и в очередной раз укрепила своё могущество.

Соленость Северного моря достигает 35 промилле. В прибрежных водах она ниже, в устье крупных рек, как Зёйдерзе, обычно колеблется на уровне около 10 промилле. Именно такая концентрация соли является пороговой для распространения корабельного червя. В более пресной воде этот двустворчатый моллюск не активен. Чем выше солёность, тем их больше и выше их прожорливость. Небольшая зазубренная раковина Teredo, как шлем, покрывает только передний конец червеобразного тела морского животного. Этим «шлемом» он может просверливать в древесине ходы диаметром до 5 сантиметров и длиной до 2 метров.

корабельный червь в Горном музее
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

«Живого сверла» опасались ещё мореходы античности. А вот Древней Руси он наоборот сыграл на пользу. На Балтике, в отличие от всех прочих судоходных морей, фактор Teredo практически отсутствует. Солёность воды в центральной его части находится на уровне около 6-ти промилле, а в Финском заливе не превышает 3-х.

Корабли из Любека или других ремесленных центров Северной Европы с X по XII век, несмотря на необходимость проходить значительное расстояние волоком, предпочитали для торговли с Константинополем путь «из варяг в греки». По Балтийскому морю к Неве, Ладоге, Волхову, Днепру в Черное море. Альтернативный маршрут проходит через Атлантику и Средиземное море до Рима и далее Эгейским и Мраморным морями. Хорошо просмоленные борта и днище спасали суда на относительно коротком черноморском отрезке. Огибать Европу по солёным водам было куда опаснее.

Со времен Петра отсутствие червя стало дополнительным аргументом в пользу развития портовых коммуникаций Петербурга. Фрагменты поражённой моллюском древесины пришлось везти для Горного музея из «тёплых стран». Сегодня несколько таких экспонатов выставлены в составе коллекции «Палеоэкология».

Подписывайтесь на Дзен-канал "Каменные истории"!