Перейти к основному содержанию

Гранит — визитная карточка Земли

гранит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Этот камень, обязанный своему появлению на свет вулканической магме, существует только на Земле. На других планетах солнечной системы его нахождение либо не доказано, либо доказано, что «точно нет».

В других городах мира кроме Санкт-Петербурга тоже нет гранитных «визиток», которые вошли бы в «новейшие чудеса света». Очевидно, что, прежде всего, речь об Александровской колонне. Карл Росси, автор ансамбля Генерального штаба, предлагал поставить напротив арки конную статую Петра.

Николай решил по своему – и объявил в 1829 году «в память о незабвенном брате Александре» и его победе над Наполеоном конкурс на архитектурную доминанту площади. Огюст Монферран предложил идею гранитного обелиска по примеру египетского Луксора. Царь распорядился ставить колонну, аналогичную Вандомской (облицованной перелитыми русскими пушками, захваченными Бонапартом), но высотой 47 с половиной метров – выше всех существующих. Материал нашли в Пютерлакской каменоломне Выборгской губернии.

Александровская колонна
© Площадь с Александровской колонной на рисунке О.Монферрана, 1829—1830 гг.

11 сентября 1834-го состоялось открытие:

«Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооружённого им колосса, сколь красноречив был в виду того и другого сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки».

Василий Жуковский

Но даже это сооружение меркнет перед его соседом – портиком главного входа в Эрмитаж. Архитекторы Стасов и Ефимов предложили самодержцу оформить его десятью фигурами атлантов. Уже к 1846-му 150 камнетесов под руководством скульптора Александра Теребенёва, по мотивам аналогичных фигур храма Зевса Олимпийского в Акраганте, вытесали огромные гранитные статуи. Их автор – мюнхенец Иоганн фон Гальбих. Но бриллиантового перстня от царя был удостоен именно Александр Иванович. Николай, будучи единственным государем на русском троне с инженерным образованием, прекрасно понимал, каких трудов стоило обрабатывать хрупкий гранит. Звание академика само-собой разумелось.

Неслучайно неофициальный герб города создал не просто поэт, но еще и геофизик, Александр Городницкий:

«Когда на сердце тяжесть,

И холодно в груди,

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди,

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо,

На каменных плечах».

При всем уважении к Александру Пушкину, он все-таки воспевал не работу мастеров и не сам памятник, а себя на его фоне:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа».

Что никак не умаляет величия и мастеров, и гранита.

Подробнее читайте "Камень, благодаря которому у Петербурга есть лицо".

Подписывайтесь на Дзен-канал "Каменные истории"!