Перейти к основному содержанию

Владимир Литвиненко рассказал о новых требованиях к аспирантам

актовый зал
© Форпост Северо-Запад

В Санкт-Петербургском горном университете состоялось расширенное заседание Учёного совета, на который были приглашены сотрудники вуза, отвечающие за научно-педагогическую деятельность, в частности, директора исследовательских центров, заведующие кафедрами и научные руководители. Ректор Владимир Литвиненко ознакомил их с систематизированными пороговыми требованиями к выпускникам аспирантуры, трансформация которых продиктована растущими запросами государства и бизнеса к уровню учёных и педагогов.

Он отметил, что преподаватель должен быть, в первую очередь, авторитетом в аудитории, а значит, помимо профессиональной компетенции иметь также общекультурную и социальную. То есть обладать достаточным объёмом знаний и навыков по профильному направлению обучения недостаточно. Помимо этого необходимо уметь грамотно выстраивать свою речь, владеть современными методологическими подходами, основными приёмами эффективной коммуникации, проявлять гражданскую позицию. В современных реалиях, которые характеризуются возросшей степенью неопределённости, это особенно актуально.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

«Научно-педагогические кадры всегда были и остаются элитой общества. Именно такой должна быть ваша самоидентификация. Но для того, чтобы оправдать столь высокий статус и исполнить возложенную на высшую школу миссию – а это создание прорывных технологий, а также подготовка нового поколения преподавателей и учёных – следует повысить требовательность к уровню своих компетенций», - обратился к собравшимся Владимир Литвиненко

Он уточнил, что каждый присутствующий должен стремиться к интеграции в мировое научно-образовательное сообщество, которое, как известно, состоит не только и не столько из западных исследователей. Китай, Индия, Латинская Америка – эти и многие другие направления открыты для создания новых коллабораций. Более того, высшие учебные заведения подавляющего большинства стран мира крайне заинтересованы в сотрудничестве с Россией.

Иран
Интеграция научно-образовательных сообществ наших стран позволит ускорить работу над перспективными исследовательскими проектами, в том числе, над созданием прорывных инноваций

«Мы должны понимать, какие изменения происходят в образовательных программах за рубежом и какие темы исследований там являются наиболее популярными. Это одно из обязательных условий, выполнение которого позволит обеспечить высокий качественный уровень подготовки наших выпускников. Не менее важен и индивидуальный подход. Если студент или аспирант просит пояснить какие-то непонятные ему аспекты, пусть они даже не связаны с вашей профессиональной деятельностью, а относятся к геополитическим событиям, отмахиваться от такого вопроса ни в коем случае не следует. Способность провести анализ причин, по которым принимаются те или иные государственные решения, причём сделать это в доступной форме, - тоже немаловажная компетенция», - подчеркнул ректор, после чего перешёл к методологическим требованиям, предъявляемым в аспирантуре.

Он напомнил, что её цель - обеспечить подготовку профессиональных специалистов высшей квалификации, которые владеют педагогической или научной компетенцией. Первая предполагает изучение в ходе лекций, практических занятий и самостоятельной работы набора дисциплин в области педагогики, психологии, организации учебного процесса, социологии и других направлений. Учебный план, в частности, включает триста часов практической преподавательской деятельности в качестве стажёра-ассистента.

Результатом становится аттестация с выдачей сертификата о получении компетенции «Профессиональный преподаватель» и сдача итогового экзамена по направлению предметной педагогической комиссии университета. В число пороговых требований к выпускнику входит также получение общекультурных и социальных навыков, о которых было сказано выше.

актовый зал
© Форпост Северо-Запад

Вторая (научная) компетенция требует от аспиранта понимания общих подходов к порядку планирования, организации и проведения фундаментальных, а также прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счёт использования полученных знаний. Первый шаг здесь - получение базовой научной компетенции «Философия науки». Она включает в себя обучение методологии исследований и публикаций, патентоведению и защите интеллектуальной собственности, основам организации экспериментов и оценке их достоверности.

Дальнейшие учебные планы предполагают проведение комплекса экспериментов с целью получения достоверного результата в области новых знаний. На них отведено не менее 500 часов для трёхлетнего обучения и 900 часов для четырёхлетнего. Кроме того, предусмотрены научные стажировки в дружественных вузах и публичных компаниях-партнёрах общим сроком не менее пятидесяти часов, а также зарубежная практика для апробации своих исследований в отрыве от альма-матер.

Контроль деятельности аспирантов достаточно жесткий, но это необходимое условие для того, чтобы огранить талантливую молодёжь. Он предполагает дифференцированный зачёт по предметам, подготовку и защиту обзора научных статей по профильному направлению изысканий, а также доклада с использованием не менее 50 источников. Его необходимо подготовить в течение первого семестра и представить на суд экспертного Совета научной деятельности. В случае положительной оценки соискателю будет выдан сертификат о присвоении научной компетенции «Аспирант-исследователь».

Не позднее завершения второго семестра молодой учёный совместно с научным руководителем должен на основании результатов своих лабораторных исследований опубликовать статью в цитируемом журнале. Вторая публикация – это его диссертация на соискание учёной степени кандидата наук, она должна увидеть свет не позднее 8 месяцев до окончания аспирантуры. Это уже более серьёзный труд, базирующийся на знаниях, полученных в ходе экспериментов, их интерпретации и построения математических моделей.

актовый зал
© Форпост Северо-Запад

Последний аккорд - защита диссертации на соискание учёной степени кандидат наук или же доктор философии. В числе требований: наличие не менее двух публикаций в журналах, входящих в наукометрические базы данных, со средней цитируемостью не ниже 3-х, а также акта внедрения полученных научных результатов. Итогом является получение диплома кандидата наук или доктора философии, а также свидетельства об окончании аспирантуры, соответствующего российским и международным нормам. При окончании аспирантуры без защиты диссертации, но положительном решении университетской комиссии о получении педагогической компетенции в этот документ заносится запись «без наличия научной компетенции».

«Горный – рейтинговый университет по своему профилю подготовки. Мы единственные в России входим в топ-10 лучших вузов мира согласно предметному рейтингу QS и занимаем там 7 место. Поэтому никаких оговорок и послаблений быть не должно. Наша задача – подготовка компетентных научных и педагогических кадров для инновационного развития России. И мы должны решать её максимально эффективно», - резюмировал Владимир Литвиненко.

Отметим, что на этом трансформация научно-образовательного процесса в вузе не завершается. На следующем заседании Учёного совета, как сообщил ректор, он ознакомит его членов с изменениями в порядке организации дополнительных профессиональных компетенций обучающихся, а также их переподготовки с получением отдельной второй квалификации по остродефицитным инженерным специальностям.