Прошедший год стал для отечественной высшей школы началом «взросления». Над нами больше не довлеют правила Болонской системы. Появилась возможность самостоятельного, без оглядки на Запад, переосмысления концепции развития профессионального образования и науки в связке с экономикой и обществом.
В преддверии нового года Минобрнауки представило контуры своей научно-образовательной политики, адаптированной под новые условия жизни страны. Правда, чёткий план прорыва там не просматривается.
По мнению главы министерства, Валерия Фалькова, высшая школа уже адаптируется к новой геополитической реальности. Университеты начали обращать внимание не только на публикации в научных журналах, но и на окружающее пространство – регионы и отрасли экономики, трудоустраивающие их выпускников. Лучше поздно, чем никогда, и всё-таки этот процесс – не что иное, как переход от 2-го к 3-му поколению университетов. Он как раз характеризуется интеграцией образования, науки и бизнеса. Приметы актуальной в сегодняшнем мире модели университета 4.0 пока, увы, не прослеживаются, хотя именно такого поворота ждёт общество. На четвёртом этапе своего развития университеты как раз целенаправленно занимаются «прорывом», превращаются в центры генерации инновационных идей и новых рыночных продуктов.
Почувствуйте разницу. Один из главных на сегодня проектов Минобрнауки – передовые инженерные школы. В его официальной презентации сказано:
«Образование высшего качества – в передовых инженерных школах преподают действующие инженеры, все преподаватели повышают квалификацию в высокотехнологичных компаниях».
Иначе говоря, заводы устали переучивать молодых специалистов и сами пошли в вузы, условно, с пачками инструкций к своему современному оборудованию и пакетом востребованных производством компьютерных программ. Тема действительно важная, но запоздалая. Сегодня многие виды оборудования под угрозой остановки. Например, из-за санкционного запрета на поставки расходных материалов и запчастей. Промышленности уже нужны принципиально новые решения в области станкостроения. Заводы вопиют: производственные мощности простаивают, дайте нам востребованный продукт. Это запрос к университету четвертого поколения, которого, к сожалению, пока нет.
В Минобрнауки, конечно, понимают специфику момента. Валерий Фальков признался сенаторам, что общество ждёт от министерства «формирования научно-технологического заказа». Вопрос о том, как его сформулировать повис в воздухе.
Лучший способ оценить перспективы реализации того или иного проекта – взглянуть на его контрольные показатели. В данном случае они утверждены правительственным постановлением от 8 апреля 2022 года №619. Оценивать эффективность передовых инженерных школ будут по количеству новых учебных программ и «специальных образовательных пространств», увеличению числа обучающихся, в том числе в рамках дополнительного образования, объёму внебюджетного финансирования, в том числе исследовательских контрактов и по зарегистрированным результатам интеллектуальной деятельности.
Очевидно, что объём денег на исследования не гарантирует их прорывной результат, а коллекция патентов далеко не всегда приводит к запуску новых производств.
Непосредственно новым рыночным продуктам посвящён второй главный проект Минобрнауки – «Стартап как диплом». Министр сообщил, что стартап-студии заработали в 18-ти регионах, и выдано уже 1000 грантов по 1 миллиону рублей на реализацию предпринимательских проектов. В качестве наиболее успешного примера рассказал о автоинъекторе для внутримышечных уколов. Достаточно зайти на Яндекс-Маркет, чтобы убедиться – подобные устройства существуют, в том числе отечественные.
Если бы к коммуникационным наработкам «передовых инженерных школ» прибавить предпринимательский азарт программы «Стартап как диплом» и сформировать над ними тот самый технологический заказ, о котором упомянул министр, возможно, удалось бы «послужить отечеству и удивить мир». Но в реальности проекты реализуются разрозненно, а чёткого заказа на основе стратегического анализа нет.
Финальный вопрос министру на правительственном часе задал Николай Рыжков, последний председатель Совета министров СССР, а ныне сенатор от известной своим высоким инновационным потенциалом Белгородской области. Точнее он дал предложение: создать ещё одну государственную структуру – правительственный орган по науке и технике, аналогичный одноимённому советскому комитету.
«В 2022 году мы остро почувствовали необходимость в обновлении управленческих технологий» - ответил министр и заверил, что возьмёт идею в работу.
Конечно, можно создать новое подведомственное Минобрнауки экспертное учреждение. Или новый руководящий центр на уровне правительства, который возьмёт на себя часть функций министерства. Однако корень зла как раз в распылении полномочий и ответственности.
«Сегодня нашим сырьевым сектором управляют минимум четыре вице-премьера. Не бывает армии, когда 5 или 6 генералов командуют двумя полковниками. Вот где проблема. Ресурсы в ведении одного вице-премьера, технологии у другого, рынок – у третьего, торговля финансы – у четвертого и пятого. Вопрос: где тот кабинет, в котором можно поднять серьезную проблему, требующую комплексного решения?» - считает ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.
Управленческая система действительно нуждается в срочном совершенствовании, но его суть не в новых структурных единицах, а в полноценном государственном регулировании на мобилизационных началах. С постановкой конкретных задач, сроками исполнения, с мотивацией общества на их решение, с концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях и персональной ответственностью за результат.