Перейти к основному содержанию

Какого «прорыва» ждать от Минобрнауки в 2023 году

самолетик
© Matt Ridley, unsplash.com

Прошедший год стал для отечественной высшей школы началом «взросления». Над нами больше не довлеют правила Болонской системы. Появилась возможность самостоятельного, без оглядки на Запад, переосмысления концепции развития профессионального образования и науки в связке с экономикой и обществом.

В преддверии нового года Минобрнауки представило контуры своей научно-образовательной политики, адаптированной под новые условия жизни страны. Правда, чёткий план прорыва там не просматривается.

По мнению главы министерства, Валерия Фалькова, высшая школа уже адаптируется к новой геополитической реальности. Университеты начали обращать внимание не только на публикации в научных журналах, но и на окружающее пространство – регионы и отрасли экономики, трудоустраивающие их выпускников. Лучше поздно, чем никогда, и всё-таки этот процесс – не что иное, как переход от 2-го к 3-му поколению университетов. Он как раз характеризуется интеграцией образования, науки и бизнеса. Приметы актуальной в сегодняшнем мире модели университета 4.0 пока, увы, не прослеживаются, хотя именно такого поворота ждёт общество. На четвёртом этапе своего развития университеты как раз целенаправленно занимаются «прорывом», превращаются в центры генерации инновационных идей и новых рыночных продуктов.

микроскоп
© unsplash.com

Почувствуйте разницу. Один из главных на сегодня проектов Минобрнауки – передовые инженерные школы. В его официальной презентации сказано:

«Образование высшего качества – в передовых инженерных школах преподают действующие инженеры, все преподаватели повышают квалификацию в высокотехнологичных компаниях».

Иначе говоря, заводы устали переучивать молодых специалистов и сами пошли в вузы, условно, с пачками инструкций к своему современному оборудованию и пакетом востребованных производством компьютерных программ. Тема действительно важная, но запоздалая. Сегодня многие виды оборудования под угрозой остановки. Например, из-за санкционного запрета на поставки расходных материалов и запчастей. Промышленности уже нужны принципиально новые решения в области станкостроения. Заводы вопиют: производственные мощности простаивают, дайте нам востребованный продукт. Это запрос к университету четвертого поколения, которого, к сожалению, пока нет.

В Минобрнауки, конечно, понимают специфику момента. Валерий Фальков признался сенаторам, что общество ждёт от министерства «формирования научно-технологического заказа». Вопрос о том, как его сформулировать повис в воздухе.

Лучший способ оценить перспективы реализации того или иного проекта – взглянуть на его контрольные показатели. В данном случае они утверждены правительственным постановлением от 8 апреля 2022 года №619. Оценивать эффективность передовых инженерных школ будут по количеству новых учебных программ и «специальных образовательных пространств», увеличению числа обучающихся, в том числе в рамках дополнительного образования, объёму внебюджетного финансирования, в том числе исследовательских контрактов и по зарегистрированным результатам интеллектуальной деятельности.

теннисный мяч
© Thisisengineering raeng, unsplash.com

Очевидно, что объём денег на исследования не гарантирует их прорывной результат, а коллекция патентов далеко не всегда приводит к запуску новых производств.

Непосредственно новым рыночным продуктам посвящён второй главный проект Минобрнауки – «Стартап как диплом». Министр сообщил, что стартап-студии заработали в 18-ти регионах, и выдано уже 1000 грантов по 1 миллиону рублей на реализацию предпринимательских проектов. В качестве наиболее успешного примера рассказал о автоинъекторе для внутримышечных уколов. Достаточно зайти на Яндекс-Маркет, чтобы убедиться – подобные устройства существуют, в том числе отечественные.

Если бы к коммуникационным наработкам «передовых инженерных школ» прибавить предпринимательский азарт программы «Стартап как диплом» и сформировать над ними тот самый технологический заказ, о котором упомянул министр, возможно, удалось бы «послужить отечеству и удивить мир». Но в реальности проекты реализуются разрозненно, а чёткого заказа на основе стратегического анализа нет.

Финальный вопрос министру на правительственном часе задал Николай Рыжков, последний председатель Совета министров СССР, а ныне сенатор от известной своим высоким инновационным потенциалом Белгородской области. Точнее он дал предложение: создать ещё одну государственную структуру – правительственный орган по науке и технике, аналогичный одноимённому советскому комитету.

«В 2022 году мы остро почувствовали необходимость в обновлении управленческих технологий» - ответил министр и заверил, что возьмёт идею в работу.

Конечно, можно создать новое подведомственное Минобрнауки экспертное учреждение. Или новый руководящий центр на уровне правительства, который возьмёт на себя часть функций министерства. Однако корень зла как раз в распылении полномочий и ответственности.

«Сегодня нашим сырьевым сектором управляют минимум четыре вице-премьера. Не бывает армии, когда 5 или 6 генералов командуют двумя полковниками. Вот где проблема. Ресурсы в ведении одного вице-премьера, технологии у другого, рынок – у третьего, торговля финансы – у четвертого и пятого. Вопрос: где тот кабинет, в котором можно поднять серьезную проблему, требующую комплексного решения?» - считает ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.

Управленческая система действительно нуждается в срочном совершенствовании, но его суть не в новых структурных единицах, а в полноценном государственном регулировании на мобилизационных началах. С постановкой конкретных задач, сроками исполнения, с мотивацией общества на их решение, с концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях и персональной ответственностью за результат.