Перейти к основному содержанию

Ректор Челябинского госуниверситета: Формула успешной подготовки инженеров – в тесной связи вуза с работодателями в интересах производства

ректор ЧелГУ
© ЧелГУ

Челябинский государственный университет (ЧелГУ) видит свою миссию в подготовке востребованных специалистов для Южного Урала и интеграции региона в мировое сообщество. Если первое направление от нынешних антироссийских санкций Запада в чём-то даже выиграло, то поддержание международных связей, очевидно, потребовало поиска новых решений. Об ответе вуза на вызовы времени и курсе дальнейшего развития рассказал в рамках серии интервью руководителей университетов консорциума «Недра» ректор ЧелГУ, доктор физико-математических наук Сергей Таскаев.

- Прошедший 2022-й стал ещё одним непростым годом для высшей школы. Утихла пандемия ковида, но возникли сложности, связанные с геополитикой. Пришлось искать новые пути, например, в оценке результативности исследовательской работы, международном сотрудничестве. Каковы на ваш взгляд главные вызовы 2022 года и как удалось ответить на них вашему вузу?

- В первую очередь, конечно, изменилась структура международных отношений. Возникли сложности у наших иностранных студентов. Например, при оплате и переводе денег из-за рубежа, при отправке экспресс-почты. Если у студента заканчивался срок действия паспорта, родители не могли отправить ему новый. Они должны были искать знакомых, которые ехали в РФ и высылать документ через них или пытались передать через наш Костанайский филиал.

Изменилась исходящая академическая мобильность от Минобрнауки России. В прошлом году варианты пребывания в университетах предлагали Норвегия, Словакия, Словения. В этом году можно поехать только в Китай и Венгрию, плюс появилась возможность посетить вузы Узбекистана.

Два университета – из Чехии и Польши – расторгли с нами договоры о сотрудничестве. С этого года мы также не можем участвовать в международных рейтингах. Это никак не говорит о качестве нашего образования, но давало возможность некоего самоаудита и повод к рефлексии.

здание ЧелГУ
© ЧелГУ

ЧелГУ старается сохранять партнёрство с зарубежными коллегами, коих у нашего университета множество. Недавно наши представители посетили несколько стран СНГ, в частности, Республику Беларусь, где обсудили с ректорами Белорусского государственного университета и Белорусского национального технического университета сотрудничество в сфере науки, образования и академической мобильности. Я являюсь соорганизатором большой международной конференции, которая будет проходить в КНР в 2024 году. Её оргкомитет включает порядка 20 представителей различных государств. Из России в организации участвует трое известных ученых. Это говорит о том, что научные связи продолжаются, никто из повестки нас не вычёркивает. Думаю, что всё наладится – как по академическому обмену, так и по ситуации в целом. Та искусственная изоляция, которая создаётся – она синтетическая и не имеет под собой разумного основания.

ЧелГУ – один из немногих вузов, который имеет в структуре зарубежный филиал. У нас он находится в городе Костанай Республики Казахстан. Из-за его расположения на границе России и Казахстана в нем заинтересованы не только мы, но и правительства обоих государств, и Минобрнауки России уделяют большое внимание его устойчивости. Поэтому уверен, что с филиалом всё будет в порядке.

Импортозамещение всегда нас интересовало, но только с закрытием границ университет начали привлекать к конкретным проектам в этой сфере. Мы сотрудничаем с АО НПО «Электромашина», с предприятиями «Мечел-Материалы», «Метран», нефтяной компанией «Татнефть». Совместно проводим НИОКР, занимаемся разработкой деталей и современного оборудования.

Сегодня наши учёные проводят эксперименты в металлургической, химической и машиностроительной промышленности – с АО «Челябинский цинковый завод», ООО «Челябинский компрессорный завод», а также с Челябинским лакокрасочным заводом и ООО «НТЦ Пигмент».

Параллельно ведём переговоры с рядом других промышленных предприятий Челябинской области. Проекты посвящены, например, разработке химических аналитических методик для обнаружения различных веществ и подтверждения качества продукции, при этом, методики предполагают использование отечественных аналитических приборов. Другое направление – исследования коррозии и разработка лакокрасочных антикоррозионных покрытий с использованием отечественных ингибиторов коррозии и наполнителей взамен импортных, ранее поставлявшихся из Германии.

лаборатория ЧелГУ
© ЧелГУ

В этом году мы наблюдаем значительный рост количества договоров на обучение в аспирантуре. По данным на 1 октября аспирантов уже более 190 человек. Это на 35 процентов больше прошлогоднего показателя.

Единственный вызов, который несёт для нас реальную угрозу – это рост цен. Наш вуз в течение года активно занимается закупкой нового оборудования, текущими ремонтами и развитием новой инфраструктуры. Да, сейчас мы финансово стабильный университет, имеющий «подушку безопасности». Но так как с 2019 года цены на образовательные услуги заморожены, то риски нарушения финансовой стабильности очень велики и требуют поиска дополнительных источников дохода.

- Оптимальное инженерное образование – каковы его определяющие черты и что нужно системно изменить в первую очередь, чтобы выпускники технических вузов максимально соответствовали потребностям экономики и могли эффективно продвигать инновации?

- Формула успешной подготовки инженеров кроется в тесной связи вуза с работодателями и обязательно в интересах производства. Мы хоть и не технический вуз, но специалистов по техническим направлениям готовим. Например, на физическом факультете есть программы «наноинженерия» и «материаловедение и технологии материалов», в институте информационных технологий обучают по направлению «программная инженерия». Пример последнего, кстати, наиболее показателен. В институте создан и успешно работает наблюдательный совет работодателей. Они принимают активное участие в разработке образовательных программ, написании учебных планов, проводят спецкурсы, курируют практику в своих компаниях, выступают заказчиками проектов и слушают защиты выпускных работ. Убеждён, что этот опыт может и должен быть распространён не только на технические специальности, но и на те, что не связаны с этой областью.

ЧелГУ
© ЧелГУ

- Образование в течение всей жизни – актуальный и практически безальтернативный тренд сегодняшнего дня. Поделитесь своими ноу-хау о том, как обеспечить «бесшовную» связь между школой, набирающим популярность средним профессиональным образованием, вузами и послевузовским образованием?

- Начинать закладывать в человека базовые качества в студенческом возрасте – это фантастика. Образование должно стать по-настоящему непрерывным: начиная с социализации и воспитания ребёнка в детском саду и заканчивая выходом из вуза специалиста, подготовленного к реалиям общества и рынка.

Мы в ЧелГУ развиваем такую систему несколько десятилетий. Стать нашим «студентом» можно ещё со школьной скамьи, с самого первого класса. Для этого в вузе работает Детский университет. Он позволяет не только познакомиться с университетом (углубляться в изучение вуза, его особенностей и педагогов можно на каждом этапе), но и расширить кругозор. Здесь учёные и преподаватели проводят для школьников 1–4 классов научно-популярные интерактивные лекции, лабораторные и практические занятия в игровой форме.

Ребята постарше могут окунуться в атмосферу научной жизни, приняв участие в конкурсе реферативно-исследовательских и проектных работ «Малая универсиада» или поступить в «Малую академию». Подтвердили свою эффективность университетские классы – подготовка учащихся общеобразовательных школ на базе вуза.

В 2015 году мы открыли на базе ЧелГУ колледж – и не прогадали. Специальности колледжа пользуются стабильным интересом у абитуриентов, тем более это даёт им возможность поступить по результатам вступительных испытаний (никакого ЕГЭ) и получить высшее образование по сокращённой программе. Ежегодно 50 процентов выпускников колледжа становятся студентами Челябинского госуниверситета.

ЧелГУ
© ЧелГУ

Помимо основной специальности в университете можно получить несколько дипломов по переподготовке – дополнительные компетенции к основному диплому, которые пригодятся.

Наши студенты знают, что в ЧелГУ можно заниматься серьёзной наукой в коллективе с известными учёными и участвовать в конкурсах грантов. В университете можно повысить квалификацию, окончив аспирантуру и защитив кандидатскую, а потом и докторскую диссертации. Кстати, у нас работают три диссовета: по философии, физико-математическим наукам и филологическим наукам.

- Ваш университет входит в состав консорциума «Недра», объединяющего вузы, связанные с подготовкой специалистов для минерально-сырьевого комплекса. Какие совместные проекты в рамках объединения могли бы быть наиболее актуальны с учётом текущей ситуации в отрасли?

- Мы могли бы поучаствовать в проектах по нескольким направлениям. Во-первых, материаловедение и разработка материалов для использования минерально-сырьевом комплексе. Сейчас учёные ЧелГУ занимаются разработкой антикоррозионных покрытий для оборудования скважин нефтепромыслового сектора и транспорта нефтепродуктов. Покрытия, изготовленные при участии ученых университета, сейчас проходят опытно-промысловые испытания в скважинах АО «Татнефть».

ЧелГУ
© ЧелГУ

Во-вторых, мы активно реализуем проекты по экологическому сопровождению добычи и переработки минерального сырья. Учебный научно-исследовательский центр биотехнологий ЧелГУ, например, имеет обширный опыт сотрудничества с горно-обогатительными комбинатами металлургической отрасли, расположенными в Челябинской области именно в сфере экологии и защиты окружающей среды. Уникальное подразделение ЧелГУ – Ботанический сад активно сотрудничает с предприятиями по вопросам озеленения.

И третье направление – химия технологических растворов, которые применяются в сырьевом секторе: растворы моющих композиций, различные присадки. Разработками в этих областях занимаются учёные физического, химического и биологического факультетов, факультета экологии и ботанического сада Челябинского госуниверситета.

ЧелГУ
© ЧелГУ