Перейти к основному содержанию

Ректор Петербургского химико-фармацевтического: В 2023 год мы входим с расширенным портфелем новых исследовательских проектов

ректор СПХФУ
© СПХФУ

Фармацевтика из-за вспышки ковида в 2020-м году получила неожиданный импульс к развитию. Пандемия утихла, но важность направления только нарастает. Не менее интенсивно развиваются химические и биотехнологии в промышленности. Санкт-Петербургский Государственный химико-фармацевтический университет Минздрава РФ (СПХФУ) сочетает в себе фармакологию и инженерную подготовку в области химии. Не случайно вуз включился в сотрудничество университетов минерально-сырьевого комплекса в рамках консорциума «Недра». Это очень перспективно в плане поиска путей максимально эффективного использования природного потенциала страны. От повышения рентабельности добычи полезных ископаемых до исследований в области глубокой переработки сырьевых ресурсов.

О сегодняшнем дне и ближайших планах, в рамках серии интервью руководителей вузов-участников консорциума «Недра», рассказал ректор СПХФУ доктор фармацевтических наук, профессор Игорь Наркевич.

- Прошедший 2022-й год стал еще одним непростым годом для высшей школы. Утихла пандемия ковида, но возникли сложности, связанные с геополитикой. Пришлось искать новые пути, например, в оценке результативности исследовательской работы, международном сотрудничестве. Каковы на ваш взгляд главные вызовы 2022 года и как удалось ответить на них вашему вузу?

- Весь 2022 год СПХФУ концентрировал свой инновационный, научный и образовательный потенциал, отвечая на главный вызов - обеспечение технологического суверенитета фармацевтической отрасли в текущей ситуации. Мы видим свою миссию в максимизации вклада нашей научной и образовательной деятельности в достижение этого суверенитета.

Критически значимые фармацевтические технологии и инновационные лекарственные препараты разрабатываются и внедряются при выполнении обязательного условия – страна должна располагать высококвалифицированными кадрами, которые способны не только на научные разработки, но и на их внедрение в производство. При этом нужно обеспечить масштабирование, трансфер технологий, проектирование новых технологических линий и организацию инновационных фармацевтических производств, эксплуатацию внедренных импортозамещающих технологий и в смежных отраслях.

СПХФУ
© СПХФУ

В контексте технологического суверенитета фокус в инженерном и фармацевтическом образовании в СПХФУ сегодня направлен на подготовку профессионалов по трём направлениям:

- RnD (исследования и разработки) лидеры, ведущие прорывные разработки, направленные на решение задач импортозамещения и достижения технологического превосходства отечественной фармацевтической отрасли;

- технологические лидеры в области масштабирования и трансфера инновационных фармацевтических технологий, проектирования, инжиниринга и организации научно-производственных фармацевтических площадок;

- системные лидеры, способные управлять полным циклом разработки и внедрением импортозамещающих фармацевтических технологий, обеспечивая эффективность RnD и технологического трансфера, соответствие проводимых исследований и разработок актуальной мировой и национальной повесткам.

Именно поэтому мы весь 2022 год готовились к запуску новых образовательных программ СПХФУ. В частности магистерских – в области химии (дизайн активных молекул-кандидатов лекарственных средств и технологий органического синтеза), биологии (доклинические исследования, биоинженерия и биомоделирование), менеджмента (снабжение медицинских организаций, проектное управление в фармацевтическом RnD). Кроме того созданы магистерские программы по проектированию научно-производственных химико-фармацевтических и биотехнологических площадок, а также целый комплекс новых аспирантур в области биологических и химических наук. Реализация данных программ планируется в тесном сетевом взаимодействии с нашими индустриальными и академическим партнерами. Старт этих образовательных проектов и открытие приема планируется на 2023 год.

СПХФУ
© СПХФУ

Особую актуальность в контексте импортозамещения приобретает и развитие малотоннажной химии, проектирование технологических линеек создания актуальных продуктов, востребованных крупными российскими химическими и фармацевтическими предприятиями. За прошедший год мы много времени уделяли выстраиванию диалога с индустриями для определения максимально эффективных траекторий решения актуальных отраслевых проблем.

Например, в ноябре в университете прошла стратегическая сессия при участии коллективов преподавателей и научных сотрудников нашего университета и Санкт-Петербургского государственного технологического института под кураторством экспертов «Центра стратегических разработок Северо-Запада» и при участии вице-губернатора Петербурга Владимира Княгинина. Участники сессии определяли ключевые направления совместной работы и первоочередные задачи по выведению на рынок приоритетных для предприятий продуктовых линеек. Компании АФК «Система», «СИБУР Холдинг», СКТБ «Технолог» и другие организации обозначили там актуальные отраслевые задачи и обсудили вопросы развития сотрудничества.

СПХФУ
© СПХФУ

В декабре мы провели вторую стратегическую сессию по направлению биотехнологий и биоинженерии с участием таких ведущих биотехнологических компаний, как БИОКАД и Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток. Ведём активные переговоры с рядом академических и научных партнёров по инициации совместных проектов импортозамещения критических технологий в агропромышленном секторе, химическом комплексе, секторе производства реагентов и диагностикумов, ингредиентов технологических сред и промышленных ферментов-катализаторов для высокотехнологичных отраслей.

В 2023-й год мы входим с расширенным портфелем новых RnD-проектов. В том числе поддержанных в рамках федерального проекта «Медицинская наука для человека», который направлен на оперативное внедрение в медицинскую практику результатов передовых исследований и создание опытных производств лекарственных препаратов и медицинских изделий. Например, поддержку проекта получили три инновационных лекарственных препарата разработанных в СПХФУ в рамках реализации федеральной целевой программы ФАРМА-2020 (для лечения неалкогольной жировой болезни печени, поражений нервной и сердечнососудистой систем). По ним уже получено разрешение и выделены финансы на проведение клинических исследований (предшествующих выведению на рынок).

Кроме того, в 2023 году на нашей базе начнется реализация масштабного проекта по созданию научно-образовательного комплекса полного цикла, в портфеле которого уже на сегодня 43 продукта разной степени готовности. В том числе с высокой и средней степенью готовности – 18 разработок.

На данный момент в нашем университете уже функционируют на полную мощность Центр экспериментальной фармакологии (оценка эффективности и безопасности доклинических исследований), испытательная лаборатория «Центр контроля качества лекарственных средств», GMP (лучшие производственные практики) тренинг-центр (современный симуляционный образовательный комплекс с лабораторией контроля качества, участками твердых, мягких и стерильных лекарственных форм). В планах проект по организации опытно-промышленного участка по химической технологии.

СПХФУ
© СПХФУ

Вызовы в области развития международного сотрудничества не помешали СПХФУ в 2022 году реализовать намеченные планы. Образовательные программы фармацевтического факультета и факультета промышленной технологии лекарств получили международную и профессионально-общественную аккредитацию. Ряд программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и ординатуры признан полностью соответствующим критериям и требованиям международных стандартов ENQA (Европейская ассоциация агентств гарантии качества высшего образования) и требованиям ведущих представителей фармацевтической отрасли.

В рамках развития международного сотрудничества со странами СНГ мы создали на базе университета в 2022 году Институт международных образовательных программ. Реализовали совместный образовательный проект с Ташкентским фармацевтическим институтом по обучению на гармонизированной программе более 50 студентов из Узбекистана. Это пример плодотворного сотрудничества и активной вовлеченности педагогических коллективов обоих университетов в развитие совместных образовательных проектов. Мы видим большие перспективы развития в этом направлении: преподаватели СПХФУ и ТашФИ ведут совместную научную работу, издают учебные пособия и учебники.

Мы уделяем большое внимание развитию академической мобильности с вузами-партнёрами из стран СНГ. Так, в 2022 году с Казахским национальным медицинским университетом реализован онлайн проект по курсу «Проектный менеджмент в фармации и основы стартап-проектирования». Он реализуется с 2021 года, и на сегодняшний день уже обучено более 120 казахстанских студентов.

В рамках онлайн-академической мобильности студенты из Казахстана, Узбекистана, Беларуси прошли курс по фармацевтической косметологии (при поддержке компании «Лореаль») на базе СПХФУ. В 2023 году ожидаем более 20 студентов бакалавров на очные программы академической мобильности по направлениям технологии лекарственных препаратов и косметических средств.

СПХФУ
© СПХФУ

В 2022 году получены также долгожданные результаты нашей многолетней работы в рамках координируемого СПХФУ научно-образовательного химико-фармацевтического кластера. Он включает более 12 университетов РФ и СНГ. В октябре 2022 года на пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ одобрены рекомендации по согласованным подходам к формированию системы современного фармацевтического образования в государствах содружества, разработанные рабочей группой кластера. Это документ, аналогов которому в настоящее время на пространстве СНГ нет. Рекомендации могут послужить основой для сближения систем подготовки фармацевтических кадров и взаимного признания их квалификаций странами СНГ. Кроме того они могут быть ориентиром в работе по сближению национального законодательства стран-участников в области фармацевтического образования.

- У медицинских вузов традиционно высокие показатели трудоустройства выпускников по специальности. Однако это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что качество подготовки выпускников полностью удовлетворяет современной специфике лечебных учреждений. Какова ситуация в этом отношении и в каком направлении необходимо вести работу вузам?

- У нашего университета действительно традиционно не возникает проблем с трудоустройством выпускников вне зависимости от направления подготовки. Наши показатели по трудоустройству ежегодно на высоком уровне – более 95%. Это во многом обеспечивается за счет тесного сотрудничества с индустриальными партнерами. Студенты выполняют и защищают дипломные работы в тесной кооперации с отраслевыми экспертами. Это реализуется за счет совместных научно-образовательных центров с компанией «Биокад» и Научно-исследовательским институтом вакцин и сывороток. Для проведения студенческих практик у нас сформирован пул из более 150 предприятий и организаций фармацевтической и смежных отраслей в разных регионах нашей страны. Многие наши студенты получают приглашение на работу непосредственно во время защиты дипломов.

Университет активно развивает и такие инициативы как студенческое амбассадорство. Обучающиеся становятся представителями и проводниками ценностей фармацевтических компаний, информируя студенческое сообщество о карьерных возможностях, популяризируя различные профессии и продвигая программы корпоративных стажировок на предприятиях. Сегодня такие проекты в нашем университете реализуют такие фармацевтические компании как «Вертекс», «Герофарм», «Биокад». Мы видим отличные результаты этих проектов и надеемся на расширение сотрудничества с новыми индустриальными партнёрами.

Нельзя также игнорировать важность такого инструмента оценки качества образования, как обратная связь от работодателей. У нас выстроена система регулярного сбора такой информации. Мы ежегодно обновляем образовательные программы по итогам проведенного мониторинга. Ряд наших партнёров поддерживают нас в формате глубинного рецензирования образовательных программ, результатам которого являются развернутые предложения по обновлению не только самих программ, но и образовательного контента. Например, в этом году проведена большая работа по расширению «биржи проектов» от индустриальных партнёров для формирования механизма запуска системы выбора студентами темы курсовой работы или диплома по заказу работодателя. Предполагается, что реализация проекта будет проходить при непосредственной поддержке отраслевых экспертов.

СПХФУ
© СПХФУ

Признание качества подготовки выпускников также подтверждает и позиция университета в рейтингах, наличие профессионально-общественной аккредитации. В 2022 году СПХФУ второй год подряд входит в рейтинг Forbes 100 лучших университетов России. Вузы оценивались по пяти метрикам: востребованность выпускников, качество нетворкинга, качество преподавания, международная репутация, фактор Forbes. В 2022 году мы получили также профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ.

Высокий уровень подготовки наших выпускников подтверждает получение в 2022 году отраслевой премии профессионального Сообщества SCM Pharm (объединяет руководителей и специалистов по логистике и качеству фармацевтических производителей, дистрибьюторов, логистических и сервисных провайдеров) за вклад в развитие фармацевтической логистики и качества в номинации «Обучающий проект». Высокую оценку по итогам голосования более 260 экспертов жюри премии получил наш проект «Универсальный образовательный модуль «Обеспечение качества медицинских изделий и фармацевтических товаров».

По моему убеждению, университетам крайне важно удерживать регулярный диалог с индустриальными партнёрами – работодателями, развивать направления стажировок научно-педагогических работников на предприятиях реального сектора. Сетевые форматы взаимодействия также являются эффективным механизмом обеспечения соответствия компетенций выпускников требованиям рынка труда.

СПХФУ
© СПХФУ

- Информатизация стала приоритетным направлением для всей высшей школы. Насколько важна она в фармацевтическом образовании?

- В нашей сфере информатизация проявляется через существенное изменение устройства профессиональной деятельности наших выпускников. Так «цифра» изменила процессы поиска информации, исследовательской работы, производства и реализации лекарственных препаратов, в частности за счет применения BigData. Активно развиваются цифровой инжиниринг, аддитивные технологии, применение технологий блокчейна и искусственного интеллекта (например, внедренная система цифровой маркировки). В результате растет спрос на выпускников, обладающих межпредметными компетенциями на стыке информационных технологий и фармацевтики.

Параллельно с широким распространением «цифры» в производстве, розничной и оптовой торговле лекарственными препаратами (к примеру, системы дистанционной реализации и доставки лекарственных препаратов), будет расти спрос и на «человекоориентированные услуги». Такие, как фармацевтическое информирование и консультирование. Они основаны на принципах фармацевтической опеки и рационального применения лекарственных средств. Эти тренды мы учитываем на уровне проектирования своих образовательных программ, уделяя большое внимание развитию «мягких» навыков и формированию профессиональной ответственности будущих выпускников.

- Образование в течение всей жизни – актуальный и практически безальтернатинвй тренд сегодняшнего дня. Поделитесь своими ноу-хау о том, как обеспечить «бесшовную» связь между школой, набирающим популярность средним профессиональным образованием (СПО), вузами и послевузовским образованием?

- В 2023 году мы стартуем с инициативным проектом для учителей - Зимней интенсивной школой на базе СПХФУ, в рамках которой будет реализовано два трека - педагогический и организационно-управленческий (для директоров школ). Инициатива возникла в первую очередь из-за того, что многие профильные школы (физика-химия-биология) получили городские гранты на закупку современного оборудования, предназначенного для выполнения школьниками исследовательских и проектных работ. Оборудование позволяет решать передовые учебные задачи. Требуется лишь подтянуть соответствующие компетенции учителей. В рамках Школы педагогам будет предложено ближе познакомиться с отраслью, попрактиковаться в решении реальных учебно-исследовательских задач в рамках мастерских. Также будут даны блоки по проектированию профильных уроков и по проектному управлению.

СПХФУ
© СПХФУ

Над механизмами «бесшовной» связи среднего, высшего и дополнительного профессионального образования СПХФУ работает давно. Нашим коллективом реализовано 8 крупных проектов по разработке соответствующих образовательных программ различных уровней образования (среднего профессионального, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительного). В частности в предметной области подготовки инженерных кадров: химическая технология, биотехнология, аналитический контроль химических соединений, биохимическое производство, производство активных фармацевтических субстанций и биофармацевтических препаратов, GMP, иммунобиотехнология и бионанотехнология.

К настоящему времени разработано более 40 образовательных программ, в том числе 5 программ СПО, 3 программы бакалавриата, 3 магистерские программы, 2 аспирантских программы, 4 программы профессиональной переподготовки, 10 программ повышения квалификации и 16 образовательных модулей для реализации в рамках программ высшего образования. Например, в 2022 году мы получили лицензию на новые направления подготовки СПО (химики-лаборанты, микробиологи-лаборанты, операторы-аппаратчики в биотехнологии) и магистратуры (химия, биология, управление качеством, организация наукоемких производств и другие).

По нашему мнению, «бесшовная» связь возможна только при условии преемственности образовательных программ. Проектирование траекторий на каждом уровне профессионального образования нужно проводить с удержанием фокуса на обеспечение этой преемственности внутри одной предметной области, а также на обеспечении возможности смены направления подготовки на любом из уровней без ущерба для качества получаемого образования.

В 2023 году мы планируем запуск нового портфеля программ в логике СПО-бакалавриат-магистратура, спроектированных с учетом обеспечения новых возможностей для студентов на каждом уровне. Например, после программы подготовки лаборантов на базе СПО выпускники получат возможности ускоренного обучения в бакалавриате по химии или химической технологии. В дальнейшем у них будет возможность сменить траекторию на биотехнологии в магистратуре в рамках междисциплинарного трека. Формирование такой образовательной модели, несомненно, требует больших усилий со стороны педагогического состава, так как междисциплинарные образовательные программы – сложный как в разработке, так и в реализации проект.

В заключение хотелось бы акцентировать внимание на том, что для школьников и студентов, вне зависимости от уровня подготовки, крайне важна среда для раскрытия их потенциала. Одним из таких форматов являются всевозможные интеллектуальные состязания (например, хакатоны).

В 2022 году наши студенты и молодые преподаватели приняли активное участие в Международном нефтегазовом молодежном форуме ХАКАТОН «РАЗВИТИЕ ТЭК-2022». Форум был организован Минэнерго России, ПАО «Татнефть» и Молодежным советом нефтегазовой отрасли при Минэнерго России. В 9-ти командах из 42-х были представители нашего университета. В финал прошли 22 команды, которые после доработки презентаций, защищали свои проектные решения перед жюри из числа топ-менеджеров компании во главе с генеральным директором «Татнефти» Наилем Магановым. Все 9 команд с нашим участием стали финалистами. Многие наши участники вошли в топ-3 призеров в командном зачете и получили приглашения на стажировки. Такие мероприятия крайне эффективны для выбора студентами своего профессионального пути.

СПХФУ
© СПХФУ

- Ваш университет входит в состав консорциума «Недра», объединяющего вузы, связанные с подготовкой специалистов для минерально-сырьевого комплекса. Какие совместные проекты в рамках объединения могли бы быть наиболее актуальными с учетом текущей ситуации в отрасли?

- Уверен, что сегодня большие вызовы требуют от университетского сообщества максимальной концентрации усилий и воли, и только объединившись в рамках запуска и реализации совместных научных и образовательных проектов при участии академических и индустриальных партнёров мы вместе сможем добиться выдающихся достижений по обеспечению технологического суверенитета.

Консорциум «Недра» - отличная платформа для объединения интеллектуального и ресурсного потенциала университетов-единомышленников для достижения национальных стратегических целей. Мы высоко ценим принятие СПХФУ в состав консорциума.

Наш университет открыт к сотрудничеству в рамках консорциума по различным направлениям. В частности, минерально-сырьевой комплекс, химические и биотехнологии, фармацевтика, агропромышленный комплекс, реагенты и диагностикумы. Мы готовы к интенсивной плодотворной совместной работе, так сказать, «с полным погружением».

В ближайшей перспективе наиболее актуальные совместные проекты могут лежать в области повышения рентабельности добычи или производства энергоресурсов за счет поиска или разработки новых эффективных вспомогательных материалов и реагентов. Например, речь может идти о новых флуоресцентных материалах для контроля буровых сточных вод.

Для химической технологии актуальным представляется создание гибких производственных систем глубокой переработки минерального сырья. Особенно это актуально в мало- и среднетоннажной химии, когда для обеспечения тонкого органического синтеза (в том числе активных фармацевтических субстанций и их интермедиатов) требуется широкий ассортимент реагентов и полупродуктов. В рамках запуска совместных научных проектов мы получим возможности для создания уникальных сетевых образовательных программ междисциплинарной подготовки инженерных и исследовательских кадров, способных к разработке и внедрению прорывных технологий.

Выпускники таких практико-ориентированных программ, развернутых на реальных междисциплинарных научных проектах консорциума «Недра» и интегрированных с практической исследовательской и инженерной деятельностью в университетах-участниках, станут в будущем лидерами технологического прорыва.