Перейти к основному содержанию

Какими будут зарплаты к концу 2023 года

вольтметр
© Thomas Kelley, unsplash.com

Отечественный рынок труда в последние годы мечется из огня да в полымя. За всплеском безработицы из-за сокращения количества рабочих мест при пандемии ковида страна вступила в период жёсткого кадрового голода. Дошло до того, что в прошедшем году в сфере рекрутинга в полтора раза чаще стал использоваться механизм выплаты вознаграждений действующим сотрудникам за приведённого на работу новичка (реферальные программы). Чаще всего так набирают рабочих, как квалифицированных, так и подсобных. Эти позиции в наибольшем дефиците.

При расчёте выгодности инвестиций доходность проекта всегда сравнивают с базовой низкорисковой ставкой, например, по государственным ценным бумагам или банковским депозитам. Прибегнем к подобному способу в отношении рынка труда. Сравним среднюю зарплату разнорабочего в Петербурге (47555 рублей) с альтернативным вариантом трудоустройства – водителем-курьером (75000 рублей). Права категории «В» есть у подавляющего большинства мужского населения страны, серьёзный опыт для такой работы не требуется, так что свободное перетекание людей между двумя названными профессиями имеет место. Перевес по доходу в пользу водителей – 57%. Значит, дефицит рабочих рук в промышленности удастся победить не раньше, чем установится более-менее устойчивый зарплатный паритет.

Промышленники естественно не спешат «перекармливать» своих сотрудников. Возможно, надеются, что интернет-торговля насытится доставщиками, и реальные доходы там начнут снижаться. Однако ожидание может затянуться. Сегодня, по данным SuperJob, именно в сфере курьерской доставки и автомобильных перевозок наблюдается минимальный конкурс соискателей на заполнение вакансий.

водитель
© Frank Mckenna, unsplash.com

Предположим, что работодатели всё-таки решатся на повышение зарплат разнорабочих до уровня водителей-курьеров. Тогда придется двигать вверх фонд оплаты труда по всем другим категориям. Средняя зарплата в сфере обрабатывающих производств Петербурга составляет ₽83605. Повышение на 57% для всех 211300 сотрудников предприятий Северной столицы выльется в ежемесячные 13-миллиардные дополнительные расходы, с учетом отчислений в социальные фонды. Это треть совокупной прибыли сектора. Хотя, конечно, подобные траты, как правило, проводятся не в ущерб прибыли. Они закладываются в цену готовой продукции, которая моментально теряет свой конкурентный потенциал в сравнении, допустим, с китайской.

Китайцы, правда, не спешат заваливать Россию дополнительным ширпотребом и продукцией машиностроения, в качестве компенсации поставок ушедших из-за санкций западных компаний. Увеличение товарооборота с Китаем в 2022 году прошло в основном за счёт нашего сырьевого экспорта. Обратный поток по многим позициям даже сократился по сравнению с 2021-м годом. По игрушкам на 32,3%, мебели на 21,7%, текстилю на 14,3%, приборам, в том числе медицинским и оптическим, на 26,7%, по электрическим машинам и оборудованию – на 10,8%.

контейнеры
© Pat Whelen, unsplash.com

Складывается парадоксальная картина: уникальные возможности для дополнительного выпуска продукции разбиваются вдребезги о проблему кадрового дефицита. Можно было бы пойти по пути создания безлюдных роботизированных производств, но на это у предприятий нет свободных средств, а кредитная ставка превышает рентабельность.

Выходит, что без обозначенного 57-процентного роста зарплат в промышленности её проблемы не решить, но и денег на это нет. В подобной ситуации главный герой фильма «Экипаж» повторил бы свою известную реплику: «Взлететь невозможно, а оставаться – погибнем. Отсюда вывод – будем взлетать». Посмотрим, что скажет правительство.