Перейти к основному содержанию

Торговые центры к концу 2023 года станут швейными фабриками

молл
© Galal Garwan, unsplash.com

Европа сегодня ищет эффективный ответ в промышленной конкуренции с США, где принят жёсткий протекционистский закон об инфляции (Inflation Reduction Act, 16.08.2022). В России поддержка отечественного товаропроизводителя тоже не стоит на месте – начался второй раунд борьбы ларьков с торгово-развлекательными центрами. Зампред Правительства РФ Денис Мантуров рекомендовал главам регионов выделить земельные участки вблизи моллов для размещения нестационарных торговых объектов. Там будут продавать отечественную одежду, обувь и фермерские продукты питания. Ещё недавно казалось, что современные форматы торговли окончательно победили, и ларёчная пестрота 1990-х годов ушла в прошлое. Сегодня результат конкуренции снова неочевиден.

Оценим «самочувствие» торговых центров. Их посещаемость, по сравнению с февралём 2020 года (последний месяц перед ковидом), сократилась в Москве на 30%, в регионах – на 16%. Аналитики ритейла прогнозируют снижение арендных ставок до 15%. Несмотря на дешевеющую аренду, практически неминуемо продолжит расти доля пустующих площадей.

На этом безрадостном фоне у владельцев ТЦ появляется дополнительный конкурент в лице муниципалитетов с их бесплатной или льготной арендой земли под ларьки. Производители копчёностей и сладостей, сыровары, пасечники, пекари, фермеры-овощеводы будут рады. Но они представляют собой как раз тот формат, который в последние годы ТЦ начали активно развивать в своих стенах. Фудкорты всё чаще превращаются в фудхоллы, где можно уже не только поесть, но и взять продукты навынос.

фудхолл
© Ludovic Charlet, unsplash.com

Безусловно, покупателям гораздо комфортнее проводить время под крышей ТЦ с фонтанами и начищенным полом, чем ходить по небольшим разрозненным палаткам и павильончикам. Однако там дешевле аренда, значит ниже цена товара. Кто-то из операторов фудхолла непременно захочет переехать в уличные торговые ряды. Далее в силу эффекта домино процесс перекинется на другие сегменты арендаторов.

Нечто подобное может произойти и с одеждой. Правительство своей рекомендацией рассчитывает помочь отечественному малому производителю, подключив его к трафику моллов. Якобы от них не убудет. Однако сегодня такое предположение выглядит слишком оптимистично. Торговым центрам не остаётся другого выбора кроме ускорения начатых ещё до пандемии процессов реконцепции. Больше станет операторов индустрии развлечений, общепита и нестандартных форматов, таких как медицинские и образовательные центры, точки проката, салоны красоты.

Если и это не поможет, останется уповать на полное перепрофилирование под склады или производственные объекты. Благо во многих регионах действуют льготы по налогу на имущество для предприятий обрабатывающей промышленности.

швейный цех
© Rio Lecatompessy, unsplash.com

К октябрю 2022 года отечественные производители одежды выставили на рекрутинговых сервисах 42 тысячи вакансий. Только из Узбекистана в 2022 году к нам въехало около 5 тысяч человек для работы в швейном бизнесе. Почему бы новым мануфактрам не занять полупустые ТЦ.

В этом случае ларькам вокруг моллов придётся закрываться. Если старый и новый торговые форматы в итоге погубят друг друга, предприниматели, конечно, найдут где торговать. Только при этом рискует потерять актуальность вся градостроительная политика последних десятилетий.

Что могут сделать администрации регионов в таких условиях? Субсидировать арендную плату из бюджета нельзя – она от этого только вырастает. Придётся рассмотреть вопрос о льготах по налогу на имущество не только для производителей, но и для торговых объектов. В зависимости от профиля арендаторов. Например, можно снизить налог по площадям, которые заняты товарами отечественных брендов, изготовленными на территории нашей страны. Если весь мир забыл о правилах Всемирной торговой организации, почему подсанкционная Россия должна быть святее Папы Римского.