Перейти к основному содержанию

Почему Нью-Васюки Остапа Бендера – возможны, но только в Китае

Китай
© Jerry Wang, unsplash.com

В январе 2023 года органы власти китайских провинций разместили облигационные займы на 626 миллиардов юаней (почти 90 миллиардов долларов США). Для сравнения, даже общий остаток непогашенных ценных бумаг российских регионов составляет на начало февраля в пересчёте на доллары менее 8,7 миллиарда.

Увеличение облигационного долга российских регионов за январь в сравнении с китайскими масштабами просто исчезающее мало – менее миллиона в американских деньгах. На такую сумму можно построить разве что одну более-менее приличную автозаправочную станцию. А сегодняшним китайцам даже заоблачная идея Нью-Васюков из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова не покажется фантастикой и блефом. Они бы взяли её на вооружение и с блеском реализовали, к удивлению Остапа Бендера.

«Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний!» – вещал великий комбинатор, выманивая у неймущих васюкинских любителей шахмат 100 рублей первоначальных расходов «на телеграммы».

скриншот 12 стульев
© Скриншот из кинофильма "12 стульев" Марка Захарова, 1976 г.

Доходы у сегодняшних россиян, конечно, очень разные, и тягаться с китайцами по среднему уровню благосостояния мы уже не можем. Тем не менее, общий размер сбережений на банковских вкладах, даже без учёта строительных счетов-эскроу, приближается к 36 триллионам рублей ($475 миллиардов). Максимальная ставка – 9,4% годовых. Это намного выше китайских 3,12% по облигациям (средняя), но отечественные бумаги по доходности порой даже выше 10%. Что же мешает свободному перетоку сбережений в громкие промышленные и инфраструктурные проекты регионов?

Несмотря на ковид и потребность в дополнительных расходах для адаптации экономики к антироссийским санкциям Запада бюджеты субъектов РФ в целом профицитны. Общее превышение доходов над расходами по итогам 2022 года – 39,5 миллиарда рублей, против 4,7 миллиарда в доковидном 2019-м году. Конечно, речь идёт о сальдированном результате, и разброс весьма велик. От 119 миллиардов бюджетного профицита у Санкт-Петербурга (видимо не слишком щедро законодатели города на Неве подошли к планированию бюджетных расходов, в богатой Москве профицит 55 миллиардов) до дефицита в 68 миллиардов рублей у Московской области.

Так или иначе, большинству российских регионов облигационные займы для поддержания текущих расходов не нужны. Собственно говоря, они не для этого и задуманы. Они – инструмент для построения Нью-Васюков, в реальности, конечно, а не для «сравнительно честного отъёма денег».

инвестиции
© Piggybank, unsplash.com

Герой «Двенадцати стульев» наглядно расписал, как вдоль светящихся реклам и стеклянных дверей новеньких небоскрёбов по улицам торжественно проведут «единственную лошадь, уцелевшую после механизации васюкинского транспорта». Правильно реализованный крупный инвестиционный проект и сегодня способен произвести на обустраиваемой территории не меньшие перемены. Соответственно и доходная часть бюджета выходит на иной уровень.

Региональные правительства явно не против такого расклада. Проблема скорее не в их инертности, а в сдержанном интересе со стороны инвесторов. Их смущает, что даже у относительно благополучных субъектов РФ профицит – «дутый». Как известно, основной источник наполнения региональной казны – налог на доходы физических лиц. На него в 2022 году приходится около 40% поступлений. Следующим пунктом по значению идут безвозмездные трансферты из центра (31% бюджета). Это в 4 раза большая сумма, чем по налогу на прибыль. Так что по большому счёту достаточной собственной доходной базы у регионов нет. Следовательно, вряд ли можно серьёзно вести речь о развитии.

пустой холодильник
© Enrico Mantegazza, unsplash.com

Безусловно, копирование чужого опыта – не самоцель. Если ключевым локомотивом развития будут не провинции, как в КНР, а федеральный центр, принципиально ничего не изменится. Правительство РФ традиционно более успешно в привлечении денег, чем области, края и республики. Однако, так или иначе, любой, даже общенациональный, проект «приземляется» на тех или иных территориях. Если их органы власти всегда стоят с протянутой рукой, то ждать от них энтузиазма не приходится.

К тому же доверие к московскому Белому дому до сих пор осложняется воспоминаниями о замороженных выплатах, как по облигациям советского времени, так и по дефолтным выпускам 1990-х.