Перейти к основному содержанию

Когда ждать бесконечной «чёрной пятницы» для бытовой техники

распродажа
© Markus Spiske, unsplash.com

Ожидания продавцов бытовой техники на существенный дополнительный спрос в преддверии Международного женского дня не оправдались. На складах по-прежнему затоваривание, и перспективы всплеска интереса россиян к покупке новых холодильников и стиральных машин не просматриваются. Значит впереди длинная череда «чёрных пятниц»?

В начале марта прошлого года продажи взлетели до рекордных 195,5% к прошлому году. Ритейлеры на радостях сделали крупные заказы. Однако уже к концу месяца спрос упал до уровня минус 17,9%. Судя по данным СберИндекс, спад продолжался весь год. Люди тратили на бытовую технику примерно на треть меньше, чем в 2021-м.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что ритейл не станет торопиться со скидками и предпочтёт сохранить текущий уровень цен. Пусть даже в ущерб скорости оборота складских остатков. Благо речь идёт не о скоропортящихся товарах. К тому же отечественные производственные площадки ещё не завершили процесс переформатирования (смена владельцев, перестройка логистики) из-за санкций. В таких условиях рост запасов логичен.

склад
© National Cancer Institute, unsplash.com

Мировой рынок бытовой техники сегодня увеличивается в среднем на 5,23% в год даже без учёта инфляции. По данным Yahoo-finance, этот темп сохранится по 2027 год. Основной его драйвер – инновации. Вслед за широким распространением смартфонов на рынок выходит интернет вещей. Концепция умного дома предусматривает управление электробытовыми устройствами через телефон. Потребителям навязывают новые игрушки, производители подсчитывают прибыль.

В России ситуация несколько иная. Сограждане, конечно, осведомлены о технических новинках, но пока что для большинства они слишком дороги. Отсюда желание людей поставить на паузу свои потребительские амбиции: зачем менять шило на мыло, если можно в перспективе накопить на современный аппарат. Скажем холодильник с искусственным интеллектом, который заранее знает, когда вы откроете дверцу, и успевает подготовиться к «атаке» тёплого воздуха.

умный холодильник
© Old Youth, unsplash.com

Ещё один фактор против роста цен на бытовую технику – утрата значения надбавки за бренд в массовом сегменте. Торговые сети в своё время переняли у денди моду на рубашки с личной монограммой. Развитие собственных торговых марок началось с довольно узкого набора стандартных пищевых продуктов. Сегодня сети уже расширяют революционными темпами линейки бытовых приборов под собственной торговой маркой. Даже те, для которых нон-фуд никогда не был основным профилем деятельности. Например, сегодня логотип HomeClub от «Ленты» красуется на миксерах, минипечах, электрогрилях, утюгах, чайниках, мясорубках, кофемолках, тостерах, тепловентиляторах и даже такой экзотике, как электровеер.

Под тем же брендом продаётся посуда, домашний текстиль и многое другое. Потребители понимают, что репутация марки в данном случае условна, поскольку завтра под тем же эксклюзивным брендом может оказаться совсем другой производитель. Имиджевая надбавка к цене при таком подходе автоматически исчезает, средний уровень рыночных цен движется вниз.

реклама
© Austin Kirk, unsplash.com

К понижающим трендам можно отнести и развитие сервисов торговли подержанными товарами. Порталы, подобные «Авита», научились обеспечивать безопасность сделок, как для продавцов, так и для покупателей, взяли на себя доставку, ведение рейтинга контрагентов. Покупка бывших в употреблении товаров стала почти так же комфортна, как шопинг в солидных торговых сетях.

Потребительская психология меняется на глазах. Конкуренция сетей не ослабевает. Всё это вряд ли приведёт к номинальному падению средней цены на бытовую технику, но в сравнении с общим уровнем инфляции товары этой категории к концу года, скорее всего, подешевеют.