Перейти к основному содержанию

Как известный советский геолог «Фауста» переводил

Шафрановский
© Форпост Северо-Запад

Один из крупнейших русских кристаллографов XX века Иларион Шафрановский стал доктором наук в 35 лет. Создатель обширного раздела науки — минералогической кристаллографии - более 50 лет посвятил исследованиям и преподаванию. Однако немногие знали, что у профессора была еще одна не менее сильная страсть…

Среди ученых, добившихся успехов в литературе, много громких имен. Например, математики Омар Хайям, Софья Ковалевская, Николай Лобачевский. Причем, явление работает в обе стороны. Лев Толстой написал учебник «Арифметика» в двух частях, а автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэролл и вовсе под своим реальным именем Чарльз Доджсон сформулировал один из важнейших методов математической логики и в течение 26 лет преподавал точные науки в Оскфорде.

«Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком», - писал знаменитый «отец современного анализа» Карл Вейерштрасс.

До середины XIX века интеллектуалы не боялись совмещать литературу, философию, точные и естественные дисциплины. Более того, они были уверены, что эти области знаний взаимодополняют друг друга и соприкасаются куда чаще, чем сегодня принято считать. В ХХ веке прогресс ускорился, и число энциклопедистов значительно поубавилось. Но они не исчезли полностью.

Гете
© Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте, кисти Йозефа Штилера

Илариона Шафрановского с юношества вдохновлял писатель, естествоиспытатель и философ Иоганн Гёте, которого он в определенном смысле сделал своей ролевой моделью. Классик творил в самых разных жанрах: поэзия, драма, эпос. Параллельно он издавал статьи по физике, сравнительной морфологии растений и животных, минералогии и геологии. Гёте был автором самого термина «морфология» и мечтал о создании единого «учения о форме, образовании и преобразовании органически тел». Петербургский геолог смог разработать его, причем, вышел за пределы органического мира и присовокупил к исследованию геологические образования.

Иларион Шафрановский родился в 1907 году в семье математика и директора Первого реального училища Александра II в Санкт-Петербурге.

Шафрановский
© Иларион Шафрановский со своим отцом, братьями и сестрой

Отец воспитал в нем любовь к точным наукам, и юноша поступил на физмат Ленинградского университета. Правда, с учетом собственных пожеланий выбрал геологическое отделение. Когда молодой человек окончательно определился с областью своих интересов, он точно решил, куда после окончания обучения хочет попасть на работу. Горный институт являлся центром изучения кристаллографии и минералогии – здесь учился и работал великий Евграф Федоров, были открыты первые в СССР рентгенометрическая, гониометрическая и кристаллизационная лаборатории, а также кристалломодельная мастерская.

В течение 50 лет ученый занимался кристалломорфологией минералов. В этой теме слились в едино его интерес к геологии и математике. В основе кристаллографии стоит геометрия, физика и химия, и во все времена ее развивали, прежде всего, именно математики.

Несмотря на то, что особую известность Илариону Шарфановскому принесли фундаментальные обобщающие труды, свою научную деятельность он начал с изучения структуры и формы конкретных минералов. Наблюдения над кварцем касались последовательности природной регенерации на кристаллах минерала (позже названной «правилом Шафрановского»), двойниковых срастаний и срастаний с другими минералами. В 1937 году молодой ученый написал монографию по кристаллографии кварца из месторождений СССР.

Шафрановский
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Целую серию работ он посвятил алмазам: методике измерения и изучения распространенных в природе, но трудных в исследовании округлых форм, геометрии кристаллов и двойников алмазов, фигурам растворения и регенерации.

В 1941 году Шафрановский успел написать уникальный курс кристаллографии для высших учебных заведений и выпустить учебник, который впоследствии был переведен на несколько иностранных языков и пять раз переиздавался в СССР.

С началом Великой Отечественной войны ученый вступил в народное ополчение, и в боях под Новгородом был тяжело контужен и демобилизован. В годы блокады ученый потерял всех своих близких. И тогда начал писать стихи, полные трагизма и мужества:

Вновь вой сирен. В ослепшем коридоре
Звонки дежурных, голоса бойцов.
А рядом - тишина аудиторий,
А по шкафам - творенья мудрецов…
Обрушены чудовищные тонны
На город наш, на камни, на детей,-
И бюсты Менделеева, Ньютона
Качают головами в темноте…

После долгого восстановления от ранения ему удалось вернуться к научной работе. Находясь в эвакуации с институтом, Иларион Иларионович получил степень доктора геолого-минералогических наук, а в 1946 году он возглавил кафедру кристаллографии и оставался ее бессменным руководителем более сорока лет.

За этот период Иларион Шафрановский стал одним из создателей минералогической кристаллографии. Он самостоятельно вывел 1403 структурные разновидности простых форм, установил общие закономерности в развитии и распределении граней, разработал учение о вершинных и реберных формах, о разновидностях гранных форм.

Ученый впервые предложил рассматривать внешнюю форму кристаллов во взаимосвязи кристаллической структуры и кристаллообразующей среды. На эту мысль его натолкнул уже почти забытый к тому моменту универсальный принцип симметрии Пьера Кюри, широко известного своими исследованиями урана. Французский физик сформулировал очень важный для геологов закон суперпозиции симметрии (диссиметрии), выявляющий зависимость результата воздействий на земной шар от симметрии этих воздействий: «В результате наложения нескольких явлений различной природы, каждое из которых обладает собственной симметрией, сохраняются лишь совпадающие элементы симметрии этих явлений». То есть из элементов симметрии в итоге останутся те, которые являются общими для всех явлений. Действие этого закона проявляется не только на общей форме Земли, но и на всех объектах на ее поверхности, испытывающих воздействие земного тяготения.

На основе принципа Кюри Шафрановский создал теорию «ложных форм» кристаллов: установил причины образования форм роста кристаллов, уклоняющихся от идеального развития, и детально исследовал образцы, искажённые в результате взаимодействия с внешней кристаллообразующей средой (кривогранные, скелетные, зернистые формы, двойниковые образования).

Шафрановский
© Общественное достояние

Исследование морфологии кристаллов позволило Иллариону Илларионовичу распространить принцип Кюри на геологический, животный и растительный мир, объединив единым подходом внешние формы самых различных природных тел. Обобщение огромного материала в этой области было сделано в монографии «Симметрия природных форм».

Работы ученого и предложенная классификация облегчили ориентацию в многообразии реальных кристаллов, а также расшифровку динамики их формирования в природных и искусственных условиях. Было бы ошибочно думать, что эти знания относятся к исключительно теоретическому материалу.

«Кристаллография теснейшим образом связана с промышленностью. Развитие металлургии, приборостроения, радиотехники, оптической промышленности, производство химических продуктов, создание высокопрочных и жаростойких материалов, каменного литья и других отраслей требует от своих работников углубленных знаний в области кристаллографии. Современная техника немыслима без самого широкого использования кристаллов. Достаточно вспомнить их роль в ракетостроении, электротехнике», - утверждал Иларион Шафрановский.

Шафрановский
© Форпост Северо-Запад / Кафедра минералогии, кристаллографии и петрографии Горного университета

Ученый регулярно приглашался для чтения лекций в вузах и НИИ в нашей стране и за рубежом. Заслуженный деятель науки России, лауреат премии имени Федорова РАН (высшая награда в области науки о кристаллах), почетный член Минералогического общества, почетный академик РАЕН обладал огромным авторитетом в научном мире.

Для Илариона Шафрановского кристаллография была неразделима с поэзией. Недаром он сопоставлял труд поэта и натуралиста, которые вглядываются в совершенно чуждые, казалось бы, по смыслу слова и природные явления и находят в них общие черты и единую логическую нить.

Написав множество собственных стихотворений, Иларион Иларионович перевел также одно из наиболее значимых произведений мировой литературы - «Фауста» Гёте как дань уважения своему кумиру.