Перейти к основному содержанию

А надо ли государству повышать пенсии?

очки
© Bud Helisson, unsplash.com

Безвозмездные 36 тысяч рублей в год, по словам главы Минфина РФ Антона Силуанова, россияне смогут начать получать уже в ближайшие месяцы. Анонсированная в конце прошлого года программа стимулирования долгосрочных накоплений граждан начинает действовать. По сути, речь идёт об очередной итерации пенсионной реформы. Попробуем разобраться, кому она пойдёт на пользу.

В сознании большинства россиян прочно укрепилось мнение о тотальном экономическом превосходстве Китая. Последним нашим несданным бастионом остаётся всеобщая гарантированная пенсия. Действительно, не все в КНР подключены к системе базового страхования по старости. У нас же – кто не работает (точнее не имеет трудового стажа 14, а с будущего года 15 лет), тот всё-таки что-то ест (получает социальную пенсию в размере прожиточного минимума, например, 12981 рубль для Петербурга).

Правда, лидерство РФ в пенсионных вопросах вряд ли будет долгим. В отчёте премьера Госсовета КНР о прохождении пятилетки с 2018 по 2022 годы прозвучало:

«Численность населения, охваченного системой базового страхования по старости, достигла 1,05 миллиарда человек».

Обеспечить пенсией уже 75% всего населения Китая – большое достижение. Его значение возрастает, если вспомнить, что пенсионный возраст там остался на уровне 60 лет для мужчин и 55 для женщин. Ещё весомее достигнутый результат выглядит на фоне проведённого сокращения ставки отчисления предприятий в фонд страхования по старости с 20% до 16%.

китай
© Форпост Северо-Запад

В России – 30% в базовом варианте. При такой фискальной нагрузке на фонд оплаты труда нам никогда не достигнуть показателя добавленной стоимости в промышленности на уровне 40 триллионов юаней в год (в полтора раза больше, чем в США). Значит и с наполняемостью государственной казны, и с проведением социальных расходов будут проблемы.

Очередная российская пенсионная новация предусматривает возможность государственного софинансирования добровольных взносов граждан на длительный срок. Сумма в 36 тысяч – максимальная. Предполагается, что её будут перечислять ежегодно в течение первых трёх лет накопления, при условии сопоставимого личного взноса и дохода не выше 80 тысяч рублей в месяц. Снять деньги можно будет не только по достижении пенсионного возраста, но и в случае получения первой группы инвалидности или подтверждения заболевания со смертельным риском, требующего дорогостоящего лечения.

Плюс программы также в том, что эти накопления будут застрахованы государством не в сумме 1,4 миллиона рублей, как по обычным вкладам, а с порогом до 2,8 миллиона. Кроме того, рассматривается возможность налогового вычета для участников программы в размере до 52 тысяч рублей в год. Будут возвращать налог на доходы физических лиц, как, например, бывает при покупке недвижимости.

По словам Силуанова, государство собирается «стимулировать людей думать о будущем». Для прибавки к пенсии гражданам трудоспособного возраста достаточно лишь перечислять по 3 тысячи рублей в месяц.

росток
© Micheile Henderson, unsplash.com

Судя по риторике главы Минфина, программа рассчитана на рядовых граждан, то есть на большинство. Однако в конце марта текущего года доля семей со сбережениями, хотя бы минимальными, символически опустилась ниже половины – 49%. Около двух третей взрослого населения страны признались при опросах, что им не хватает зарплаты для минимально комфортной жизни. Где в таких условиях Минфин рассчитывает найти искомое большинство сберегателей?

Цитата из доклада Института народнохозяйственного прогнозирования от 19.07.2022:

«Значительный рост реальных доходов населения с начала 2000-х годов не привел к изменению стоимостной структуры потребления населения — она остается стабильной. Причем крайне высокой остается доля расходов населения на продовольствие».

В переводе на бытовой язык это означает, что в 21-м веке доходы того самого большинства так и не выросли до уровня, при котором люди начинают активно трать деньги на одежду, культурный продукт, услуги и так далее. О массовой сберегательной тенденции, и, соответственно, о трансформации долгосрочных накоплений в значимые объёмы промышленных инвестиций речь идти не может.

Разве что в случае, если новая правительственная программа стимулирования накопительства заработает в паре с социальными дотациями через продуктовые карточки, как, например, в США. В нынешнем варианте она хороша лишь для обеспеченных людей с минимальной официальной зарплатой и внушительными «серыми» доходами.