Перейти к основному содержанию

Суверенные «правила игры» в инженерном образовании

виртуальная реальность
© Форпост Северо-Запад

Итальянская Болонья более всего известна в мире своей непромокаемой тканью и одноимённой декларацией, с которой европейское высшее образование вошло в 21-й век. В обоих случаях первоначальный ажиотаж сменился разочарованием.

А как начиналось! Вспомним Высоцкого: «Мои друзья хоть не в болонии, зато не тащут из семьи». В случае с популярными в 1960-х синтетическими куртками казалось, что яркость, блеск и возможность без зонта защититься от дождя с лихвой искупают проблемы: одежда не «дышит», не греет и может вызвать аллергию.

Декларируемая цель Болонского процесса – мобильность среди студентов и выпускников. Университетские системы отдельных стран, несмотря на очевидную потерю качества знаний, перекроили ради сомнительной унификации. Россия присоединилась к декларации в 2003 году. Отношения с Западом тогда были ещё вполне тёплыми, но вкусить плодов единой образовательной системы так и не удалось. Урезав продолжительность обучения для большинства студентов, мы не получили равноправного доступа ни к европейскому образованию, ни к рынку труда. Сегодня, в период антироссийских санкций, отказ от суверенной университетской системы тем более неактуален.

современный инженер
© Форпост Северо-Запад

В мартовских поручениях Президента Владимира Путина отдельным пунктом выделены задачи по высшему образованию. Их суть сводится к тому, что в этом вопросе страна должна жить своим умом. В первую очередь добиваться соответствия вузовских учебных планов текущим и перспективным потребностям экономики. Основной для поиска путей совершенствования по части инженерных кадров стала предложенная ректором Санкт-Петербургского горного университета Владимиром Литвиненко «Стратегия методологического обеспечения по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием».

Горный университет
Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко представил проект стратегии по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием

Стратегия сегодня активно обсуждается в академической среде и бизнесе. Много интересных предложений по документу подготовили вузы консорциума «Недра». «Форпост» предлагает познакомиться с наиболее интересными из них.

Буквально все технические университеты едины во мнении, что четырёх лет для качественной подготовки инженера недостаточно. Нужно шире распространять специалитет, который, в отличие от бакалавриата, даёт более глубокие знания, и главное – прочнее связан с практикой. Новое содержание должна обрести магистратура. В документе подчёркнуто, что подготовка по этому направлению должна прививать студентам умение владеть современными методами и средствами научного анализа. Магистрант – это инженер-исследователь, нацеленный на внедрение инноваций в своей отрасли.

Альметьевский нефтяной
© Альметьевский государственный нефтяной институт

Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ) поделился своим опытом разработки магистерских программ по заказу работодателей. Уже с 2017 года по такой схеме вуз реализует 60% программ. Кроме того интересен опыт АГНИ по проведению на 1-3 курсах учебной практики, рассредоточенной на протяжении всего семестра.

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени Миллионщикова (ГГНТУ) считает необходимым создать единый электронный банк данных по производственным практикам:

«Студент без выезда на базу практики (в случае отсутствия таковой по месту проживания), будет иметь возможность виртуально проследить все базовые процессы, быть вовлеченным в решение производственных задач по своему профилю».

Грозненский нефтяной университет
© Грозненский государственный нефтяной технический университет имени Миллионщикова

Появление такого информационного ресурса создаёт условия для перехода к разработке онлайн-курсов нового поколения, с подключением виртуальных тренажёров (предложение Уральского горного университета). Это уже не компромиссный дистант, а полноценная возможность проведения лабораторных занятий на межвузовском уровне.

Овладение современным оборудованием, используемым предприятиями реального сектора, является сегодня задачей - минимум. Следующим шагом должен стать прогноз необходимых инженеру компетенций в горизонте не менее 5-6 лет, чтобы готовить учебные программы в расчёте на потребности работодателей к моменту выпуска студента. Ряд университетов высказались в пользу необходимости проведения собственных исследований по рынку труда.

«Не просто готовить специалистов в соответствии с запросами современного производства, а координировать и модифицировать этот запрос, инициируя внедрение в производство новейших прорывных технологий» – считают в Российском государственном геологоразведочном университете имени Орджоникидзе (МГРИ).

МГРИ
© Российский государственный геологоразведочный университет имени Орджоникидзе

В идеале речь может идти о совместных исследованиях университетов со своими индустриальными партнёрами. Здесь, по мнению Поволжского государственного технологического университета, как и по другим направлениям НИР и ОКР (научные и опытно-конструкторские работы) не обойтись без законодательного закрепления выделения соответствующей целевой доли в обороте предприятий (0,05%). Нужны и финансовые механизмы снижения издержек (налоги, накладные расходы) при проведении совместной исследовательской работы.

По мнению Донбасского государственного технического университета, нужно на уровне страны очертить круг вузовских специальностей, имеющих особое значение для развития стратегически важных отраслей экономики. По таким специальностям ввести дополнительные социальные гарантии для привлечения наиболее талантливых абитуриентов. В частности, повышенные стипендии и определённый набор льгот.

Донбасский технический университет
© Донбасский государственный технический университет

У любой медали, как известно, две стороны. Повышение статуса студента технического вуза, согласно Стратегии, должно сопровождаться формированием в стенах учебных заведений конкурентной среды для будущих специалистов в течение всего срока их обучения.

«Решительно отчислять уже на младших курсах студентов, допускающих безответственное отношение к учебе» – гласит документ.

Ряд университетов, особенно региональных, опасаются, что строгий подход к демотивированным студентам может вступить в противоречие с подушевой системой финансирования учебных заведений и соблюдением норматива соотношения количества преподавателей и численности студенческих групп. Противоречие будет сглажено, если вырастет вступительный конкурс по инженерным направлениям. А это уже вопрос к школе.

Среди предложений участников консорциума по этой теме есть, например, проекты подшефных школ, летних профориентационных стажировок для учеников 9-11 классов, дальнейшее развитие практики инженерных классов, детских технопарков на базе вузов.

Есть потребность и в инициативах по линии Правительства РФ. Например, высказаны предложения об усовершенствовании системы оценки школьного образования в регионах, с введением нового показателя доли выпускников 11-х классов, успешно сдающих экзамены по профильной математике, физике и информатике. Или включение в ключевые показатели эффективности работы Минпросвещения РФ процента школьников, выбравших для себя в рамках ЕГЭ экзамен по физике.