Перейти к основному содержанию

«Силиконовые» финансы погублены хайтеком. Что спровоцирует новый кризис?

креативный класс
© Noah Buscher, unsplash.com

Машина, коттедж, яхта – схема благополучной жизни яппи (сленговое название респектабельной западной молодежи времён от Рейгана до Буша младшего). Финансовый кризис 2008 года выбил из седла большинство представителей этой когорты. Крах Банка Силиконовой долины (Silicon Valley Bank) в марте 2023-го стал первым звонком к закату следующей категории постиндустриального общества – креативного класса. Их формула преуспевания – Макбук, коктейль и путешествия. Федеральная резервная система США (ФРС) опубликовала доклад с описанием деталей и причин банкротства главного финансового учреждения для десятков тысяч высокотехнологичных стартапов по всему миру.

Триггером событий 2008 года стали неплатежи заёмщиков по высокорисковым ипотечным кредитам. Кредиторы выбросили на рынок большое количество залоговых домов и цена недвижимости упала. Следом посыпались финансовые компании, чьи активы, так или иначе, зависели от жилищного рынка.

Нынешнее падение началось с неутешительных отчёты лидеров рынка информационных технологий, в частности Apple и Alphabet (материнская компания холдинга Google). Они поколебали уверенность мелких инвесторов в бесконечном росте отрасли. Далее, экспертам Financial Times осталось всего лишь обратить внимание на дисбаланс в отчётности Silicon Valley Bank: в активах преобладали десятилетние облигации, удерживаемые до даты погашения, а основу привлечённых средств, то есть пассив, составляли незастрахованные депозиты на год и менее.

логотип Силикон вэйли бэнк
© Mariia Shalabaieva, unsplash.com

Именно за счет таких депозитов в период низких процентных ставок и безграничного доверия к ИТ-индустрии материнская компания Silicon Valley Bank с 2019 года выросла втрое, до 212 миллиардов долларов. В целом активы банковской системы США даже за больший период, с 2016-го года увеличились только на 37%.

Современный вкладчик управляет своими накоплениями, не выходя из дома. Тем более, если это клиент самого креативного банка. Только за один день, 9 марта, с помощью смартфонов со счетов Silicon Valley Bank было выведено 40 миллиардов долларов, 85% всей депозитной базы.

«Сочетание социальных сетей, передовых банковских технологий и высокой концентрации вкладов фундаментально изменили скорость банковских операций. Мгновенно, вслед за негативной публикацией в СМИ, распространились опасения, и вкладчики отозвали финансирование» – сообщает в своём докладе ФРС.

«Массовое изъятие вкладов из банков во многом связано с психологией. Нервничать в подобные моменты – вполне рационально» — комментирует «Блумбергу» Сауле Омарова, профессор права Корнельского университета.

Уже на следующий день после начала паники Департамент финансовой защиты и инноваций Калифорнии приостановил деятельность банка и передал его в управление Федеральной корпорации по страхованию вкладов. Проект, который был задуман в 1981 году за покерным столом бывшим сотрудником Bank of America и преподавателем из Стэнфорда, закончился бриджем (так в США называют банк, специально создаваемый для временного управления активами и обязательствами кредитной организации – банкрота, от английского bridge – мост).

карты
© Muaz Aj, unsplash.com

Вывод экспертов ФРС из «силиконовой» истории:

«Более десяти лет стабильности и высоких показателей деятельности банков сделали банкиров чрезмерно самоуверенными, а надзорные органы слишком снисходительными. Последних, [то есть саму ФРС] следует поощрять к тщательной оценке рисков с учётом последствий возможных потрясений».

Практически та же риторика использовалась и во времена предыдущего финансового кризиса в 2008 году. Уроки, как мы видим, не извлечены. Так может быть у финансистов всё идёт по плану, и участившиеся структурные бури в экономике – лишь объективное следствие ускорения всех процессов в ней. Следующими сферами, которые спровоцируют новый обвал, уже года через 3, вполне могут стать биг фарма и биотех. C 2014-го по 2019-й их продажи выросли на 12%. С 2020 по 2022, вдвое меньший период, рост уже на четверть. Их усиление в период коронавируса – это, по всей вероятности, только начало, и кризис здесь ударит уже не только по среднему или креативному классу, а по всем, кто употребляет пищу или может заболеть.