Перейти к основному содержанию

Как устроен социальный лифт из Индии в техническую элиту США

Индия
© Fotos TLdmn, unsplash.com

В 1961 году, когда Юрий Гагарин полетел в космос, Индия праздновала 14-летие своего освобождения от колониальной зависимости. Знаменательным событием стал закон о технологических институтах: лучшие инженерные вузы выделили в отдельную категорию (IIT) с расширенными правами и финансированием, придали им общенациональный статус. Что представляют собой сегодня эти элитные образовательные учреждения?

Идея стимулирования технологического рывка через подготовку высокопрофессиональных инженерных кадров высказывалась ещё в образовательном ведомстве при последнем вице-короле Индии. После обретением страной независимости от Великобритании с полки подняли проект создания Технологического института в Харагпуре по образцу Массачусетского. В 1951-м году он был открыт, но очень скоро очевидной стала потребность в целой сети новых инженерных вузов.

На помощь пришёл СССР: при участии наших специалистов в 1958 году был открыт по линии ЮНЕСКО второй институт в самом населённом городе страны Бомбее (Мумбаи). К началу 21-го века в Индии насчитывалось уже 6 подобных вузов. Далее, волнами, в 2001, 2008, 2009, 2015, 2016 их количество довели до 23-х.

Мумбаи
© Hardik Joshi, unsplash.com / Мумбаи

Для поступления в любой их этих вузов нужно закончить 12-классную среднюю школу и сдать экзамены JEE Main, включающие в обязательном порядке математику, физику и химию. Допуск к ним платный, но недорогой даже для небогатых семей – 1000 рупий (курс примерно соответствует рублю). Основная сложность состоит в огромном конкурсе: в 2021/22 учебном году, например, приём на первый курс бакалавриата во все вузы системы IIT ограничен 16232 местами. Для страны с населением 1,4 миллиарда человек это конечно очень мало. Вступительный конкурс 40 человек на место здесь считается нормой.

Способные школьники начинают готовиться к экзаменам загодя. Как правило, с помощью репетиторов или специальных подготовительных школ. Усилия оправданы. Об этом можно судить хотя бы по уровню финансирования IIT. Большинство обычных технических колледжей Индии получает от государства ежегодно эквивалент 2-4 миллионов долларов США. Для технологических институтов финансирование варьируется в диапазоне от 19 до 27 миллионов долларов при весьма ограниченном студенческом контингенте (в среднем зачисляется по 700 человек). Сравним, например, с Университетом доктора Абдула Калама (ранее Технический университет штата Уттар-Прадеш). В отдельные годы в этом учебном заведении, не входящем в систему IIT, обучалось до 150 тысяч.

Штучный интеллектуальный «товар» пользуется на родине заслуженным успехом. Представители работодателей осаждают кампусы задолго до периода обязательной преддипломной практики. Однако зарплатные возможности у большинства индийских компаний не высоки. Средняя зарплата в стране составляет сегодня 31 875 рупий (столько же в рублях). Наивысшие заработки выпускников IIT в пределах страны, по данным ежедневника The Tribune India, доходят до 5 миллионов рупий в год (чуть более 5 000 долларов США в месяц). Но это только для 5,5% элитариев.

кампус Индия
© Theroyakash, unsplash.com

Рядовой школьный учитель в Калифорнии или Нью-Йорке зарабатывает сегодня в среднем 7500 долларов в месяц. Выпускники IIT, обучавшиеся исключительно на английском языке, естественно не оставляют без внимания возможность социального лифта за океан. Тем более что их уровень знаний позволяет легко поступить в магистратуру ведущих американских университетов.

К сегодняшнему дню образовалось многочисленное и хорошо самоорганизованное сообщество выпускников IIT в США численностью около 25 тысяч человек. В их числе, например, гендиректор «Гугл инкорпорейтед» и его материнской компании «Альфабет» Пучаи Сундарараджан и глава «Майкрософт» Сатья Наделла.

Цитата из отчета Национального бюро экономических исследований США:

Эмиграции молодых выпускников IIT через Атлантику способствует межпоколенческая солидарность между выпускниками. Она выражается, например, в денежных субсидиях, информационной поддержке и помощи с трудоустройством.

Выбираем навскидку из престижного списка лидеров индийского технического образования институт города Патна. На сайте ассоциации его выпускников размещена информация о специальном фонде вуза в США. Далее список целей фонда, не оставляющий сомнений в том, что утечка умов поставлена на поток:

Продвижение бренда вуза в США, изучение возможностей партнёрства с американскими университетами, наставничество по отношению к студентам Патны, поиск возможностей для трудоустройства студентов Патны в США.
Индия университет
© Thisisengineering Raeng, unsplash.com

К началу 1990-х годов эмиграция среди выпускников IIT достигала 70%. С началом 21-го века, когда страна вспомнила о важности технологической независимости и в спешном порядке расширила круг IIT с 6 до 23 вузов, утечку умов сократили до 30%. Ненадолго. Национальное бюро экономических исследований США подсчитало, что из ста лучших абитуриентов по результатам индийских экзаменов JEE Main только в их страну по окончании вузовского курса выезжают 62%. В основном для продолжения обучения в магистратуре и последующей производственной и научной карьеры в Штатах.

По данным Института международного образования, в 2016-2017 годах индийская высокообразованная диаспора потратила в Соединённых Штатах 6,54 миллиарда долларов. Это сопоставимо с годовым бюджетом соседнего с Индией Непала и превышает весь объём прямых инвестиций американских компаний на Индостане за тот же период. Индия может гордиться своими соотечественниками, но с рациональной точки зрения страна проиграла американцам всухую.