Кембридж, Оксфорд – старые классические университеты Соединённого королевства – веками укрепляли свою автономию, но времена меняются. Инфляция уже 14 месяцев находится в пределах 9-10%, промышленное производство падает, ещё большими темпами сокращается загрузка предприятий новыми заказами. Страна в сложных условиях желает видеть вузы полезными для общества.
Рецепт спасения неожиданно пришёл из Австралии. Бывшая британская колония не может похвастаться 2-м и 3-м местами своих университетов в глобальном рейтинге QS (как упомянутые лидеры группы «Рассел», аналога американской Лиги плюща). Однако в топ-20 их уже три: Мельбурнский, Университет нового Уэльса и Сиднейский.
Вице-канцлеру Университета Святой Марии в Твикенхеме (один из респектабельных районов старой части Лондона) Энтони Маккларану довелось с 2015 по 2020 год возглавлять Агентство по качеству и стандартам высшего образования в Австралии. После, по 2015 год, он руководил подобной службой в Великобритании. Мог сопоставить и сделать выводы.
К июню 2023 года, когда он опубликовал свой доклад «Эффективное регулирование: уроки для Англии из австралийского опыта», необходимость реформирования высшего образования стала одной из ключевых тем не только для профильных ведомств, но и, например, для Комитета Палаты лордов по промышленности и регулированию.
«За свою карьеру я видел, как система высшего образования Англии перешла от саморегулирования к совместному регулированию и внешнему законодательному регулированию через Управление по делам студентов.
Работая в Австралии, я увидел, насколько эффективным может быть нормативное регулирование. Путь к сегодняшнему положению был непростым. Потребовалось несколько лет, чтобы преодолеть опасения профессуры по поводу нормативного бремени, чрезмерной бюрократии и проблемной коммуникации.
В итоге создана система, у которой нам есть чему поучиться. Среди уроков, извлеченных из австралийского опыта, подход к управлению на основе оценки рисков, разумный, а не раздутый перечень вузовской отчётности, отношение к подведомственным учреждениям как к партнёрам, а не объектам регуляторного воздействия» – пишет Маккларан.
Предлагаем бегло ознакомиться с основными мыслями автора по каждому из принципов управления вузовской системой.
Он предлагает варьировать административное воздействие на разные вузы с точки зрения концепции их «заслуженной автономии». На направлениях, где тот или иной университет самостоятельно обеспечивает необходимый обществу результат, научный или образовательный, регуляторное давление может быть ослаблено.
«Важно убедиться, что независимость вуза обеспечивается правильными сдержками и противовесами, реальной подотчётностью» – считает Маккларан.
А вот его мнение в отношении политики обратной связи и совместной выработки решений:
«У университетов гораздо больше опыта, чем у персонала в аппарате регулирующего органа, независимо от того, насколько качественно он укомплектован.
Австралия для совместной выработки образовательной политики учредила ежегодную конференцию с участием всех заинтересованных сторон. Большая ценность содержится и в коллективной мудрости координирующих структур, которые создаются по инициативе самих университетов. Любое нормативное суждение должно подвергаться стресс-тестированию, как внутри регулятора, так и в академической среде».
Австралийский опыт предусматривает также постоянное сотрудничество образовательного ведомства с регуляторами других отраслей для проведения согласованной политики.
В заключение – тезис по составу вузовской отчётности, актуальный для любой административной структуры во все времена:
«Не следует перегружать университеты большим количеством отчётных параметров. Упростите запросы данных. Не требуйте всё у всех, а если уж унифицированной отчётности не обойтись, сформируйте лаконичный базовый набор показателей. До начала реформы таких показателей в Австралии было 44. Сегодня 11, и система оценки рисков ничуть не пострадала».