Перейти к основному содержанию

Это позор: Европа оказалась неспособна перерабатывать аккумуляторы

Британские страховщики оказались врагами электромобилей
© Фото Майкла Марэ на Unsplash

Утилизация батареек в Евросоюзе сводится к примитивному перемалыванию в «черную массу» и отправке в Китай.

Международный консалтинг S&P Global Commodity Insights дал прогноз, что к концу этого десятилетия 15 процентов мировых поставок лития, 11 - никеля и 44 процента кобальта будут извлекаться из отработанных аккумуляторов.

Интерес к этому источнику критического сырья растет по мере того, как Запад стремится к сырьевой независимости от Китая. Некоторые крупные ценовые агентств с апреля начали регулярно публиковать цены на «черную массу».

Электромобиль
Правовые причуды Закона о снижении инфляции могут запустить в Америке настоящий «бум переработки». Десятки представителей автопрома и отраслевых экспертов заявили Reuters, что одно малозаметное положение Закона о снижении инфляции (IRA) заставит компании бороться за утилизацию аккумуляторов, чтобы подорвать доминирование Китая в этой сфере.

Евросоюз не желает отставать, и громко заявляет о планах по созданию крупных перерабатывающих предприятий. Так, в мае Glencore совместно с канадской Li-Cycle представила план по переработке черной массы на Сардинии. BASF рассчитывает начать производство черной массы в Германии в следующем году. То есть, план Европы — стать крупнейшим мировым поставщиком аккумуляторного лома.

Отметим, что сырье дорогое: например, аккумуляторы на основе никеля-кобальта-марганца в перемолотом виде стоят около $10 тысяч за тонну.

Эту «черную массу» активно покупают китайские предприятия, потому что настоящей переработки в Европе просто нет.

«У нас есть много заводов в Европе, где мы можем измельчать батарейки, чтобы получить черную массу, но потом это как бы застревает. Это позор, поскольку в настоящее время так много внимания уделяется устойчивому развитию, но бюрократическая волокита усложняет переработку литий-ионных аккумуляторов в Европе», — сказала Джулия Харти, лондонский аналитик Fastmarkets.

мерседес
В шредер пойдут старые фирменные аккумуляторы «мерседесов», чтобы извлечь никель и литий. Австралийская компания Neometals построит завод по измельчению аккумуляторов на юге Германии для концерна Mercedes-Benz, сообщает Reuters. Совместное предприятие Primobius, в равных долях принадлежащее Neometals и германской SMS Group, владеет технологией двухэтапной переработки аккумуляторных батарей, однако завод в Куппенхайме будет первым производством «под ключ», проданным сторонней компании.