Выход России из Болонского процесса подразумевает, прежде всего, повышение уровня базового высшего образования. Это одна из целей пилотного проекта с участием 6 отечественных университетов, который стартовал в мае текущего года по указу Президента Владимира Путина. Сегодняшние первокурсники Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II получат не просто дополнительные полтора года обучения к 4-летнему бакалавриату, а принципиально более качественное и приближенное к нуждам современного производства инженерное образование. Это необходимый фактор достижения полного суверенитета страны.
Новое содержание появляется, соответственно, у магистратуры и аспирантуры. Их совершенствованием в Горном займётся созданный к новому учебному году Институт специализированного и профессионального образования.
«Новое имя магистратуры – специальная подготовка. Новое имя аспирантуры – высшая форма спецподготовки. Специализированное образование, по-старому магистратуру, мы рассматриваем, как узкопрофильную подготовку квалифицированного специалиста, уже имеющего базовое высшее образование. Сроки обучения будут варьироваться от 1 до 3-х лет в зависимости от направления. Предусматриваем возможность проведения стажировок для овладения самыми передовыми компетенциями, в том числе за рубежом, но с упором на дальнейшую работу в стране. Горный университет имеет в плане международного сотрудничества широкие возможности.
На выходе страна получит кадры, способные не просто работать на острие научно-технологического прогресса, но и формировать новые знания, двигать российскую экономику вперёд» – рассказал ректор Горного Владимир Литвиненко.
Уже сегодня передовые компании минерально-сырьевого комплекса России готовы становиться в очередь за такими специалистами. Особенно актуален, например, инновационный потенциал студентов в направлении повышения энергетической эффективности технологических процессов.
Индустриальные партнёры университета подключают своих ведущих специалистов к преподаванию, предоставляют площадки для практических занятий.
Горный создаёт совместно с Китайским университетом горного дела и технологий (Пекин) новое учебное заведение. Напомним, ректоры двух вузов подписали в июле соответствующий меморандум и дорожную карту. Они предусматривают строительство кампусов в обеих странах и совместные научные исследования. Обучение будет строиться на тех же принципах, что реализуются сегодня Горным в рамках российского пилотного проекта.
Совместные усилия университетской науки и высокотехнологичного бизнеса дают шанс в короткий срок построить новую образовательную модель, избавленную от шлейфа проблем двухуровневой системы (бакалавриат, магистратура).
По мнению Дмитрия Мардашова, директора Института специализированного и профессионального образования, прежняя система помимо снижения качества образования, как такового, приводила к потере профессиональной преемственности:
«Мы часто сталкивались с тем, что студенты при поступлении на бакалавриат выбирали один профиль подготовки, в магистратуре второй, а в аспирантуре иногда третий. В результате из стен вуза выходил специалист с поверхностными знаниями, не отвечающими современным требованиям индустрии.
Кстати, Горный университет в этом отношении и раньше был хорошим исключением из общего правила. К примеру, я в середине двухтысячных получил классическое 5-летнее инженерное образование по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Далее продолжил работу по той же научной специальности в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию и начал преподавать на профильной кафедре в Горном. Через 14 лет – докторская, в развитие научной школы повышения нефтеотдачи пластов, которую сформировал мой учитель, профессор Михаил Рогачёв».
Обновлённая аспирантура Горного начнёт полноценную работу уже в текущем году. Главным пропуском к высшей форме спецподготовки должен быть не красный диплом, а в первую очередь способности и стремление к педагогической и научной деятельности. Финалом обучения станет защита кандидатской диссертации и, обязательное трудоустройство на одной из университетских кафедр.
По словам Владимира Литвиненко, Горный в аспирантуре готовит кадры для себя: «Это кадры, которые воспитывают кадры».
Доминанта для преподавателя – лекторская работа с опорой на достижения передовой науки. Качество лекций – объект самого пристального внимания руководства университета. Здесь тоже будет уместен китайский опыт. В Поднебесной успешно действует многоуровневая система оценки: анкетирование работодателей и выпускников для получения обратной связи, сравнение популярности курсов по количеству записавшихся студентов, привлечение специализированных консалтеров и внештатных ревизоров из числа сотрудников компаний реального сектора экономики, онлайн-трансляции из аудиторий.
Горный университет рассматривает специализированное профессиональное образование как следующую ступень после базового высшего.