Передача знаний, которые не пригодятся в работе – это, пожалуй, основная проблема высшего образования в России. Не случайно августовское поручение Владимира Путина о создании суверенного университетского рейтинга заостряет внимание на оценке трудоустройства выпускников. Указ о пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования (от 12.05.2023) также направлен в первую очередь на усиление интеграции вузов с реальной экономикой.
Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II в рамках федерального эксперимента открыл Институт академических и производственных навыков. Он займётся практической компонентой обучения на всех его этапах.
Антироссийские санкции стали хорошим стимулом к суверенизации экономики. Выросла потребность в инженерных кадрах самой высокой квалификации, способных не просто создать адекватный аналог импорту, а задавать тон в мировом технологическом развитии. Летом прошлого года на форуме «Инженеры будущего» прозвучала информация, что только в сфере оборонно-промышленного комплекса не хватает 120 тысяч специалистов с высшим образованием. В этом году Минпромторг РФ заявлял, что обрабатывающие производства страны нуждаются в 600 тысячах сотрудниках. Причём на многих производствах, в частности на заводах «Ростеха», потребность в инженерных кадрах выше, чем в рабочих. То есть речь уже может идти о дефиците в пределах 2-3 сотен тысяч человек.
Инженеры с дипломами бакалавров явно недотягивают до требований современного производства. По словам ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, учебные планы 4-летнего обучения составлены таким образом, что производственная практика по окончании 3-го курса сроком 3-4 недели – это практически единственная возможность ознакомиться с производством. Работодатели, как правило, не допускают таких студентов к участию в производственном процессе.
«Новая модель обучения предполагает, что получение учебно-производственных навыков и опыта в общей сложности должны составлять не менее 36 недель. Представители производства в свою очередь интегрируются в образовательный процесс: проводят семинары или актовые лекции, участвуют в выборе темы дипломной работы. Такого выпускника на производстве встречают уже как хорошо знакомого, проверенного человека, способного к эффективной работе с первого же дня» – отметил ректор.
Сегодняшние первокурсники Горного будут обучаться уже в рамках новой модели. Интерес к ней подтверждён успешным прохождением приёмной кампании: заявлений на зачисление было подано на 5-7 тысяч больше, чем в прошлом году, конкурс составил 18 человек на место.
Рассмотрим процесс знакомства студентов с производством поэтапно. У первокурсников, как и раньше, оно начнется с летней учебно-ознакомительной практики. До начала пилотного проекта студенты посещали предприятия в основном по профилю выбранной специальности. Скажем, для будущих специалистов по горнотранспортным системам и горным машинам предусматривался экскурсионный визит на профильные предприятия Петербурга и Ленобласти, такие как, Выборгское или Каменногорское карьероуправления.
Новая модель предполагает унификацию программ для первых 3-х семестров, поэтому летом 2024 года все первокурсники, независимо от специальности, пройдут общую для всех направлений программу учебной практики и направятся на целый ряд предприятий-партнеров. В их числе ПАО «ФОСАГРО», АО «Ковдорский ГОК», «РУСАЛ», «Кировский завод» и другие, а также посетят учебные полигоны университета.
По окончании 2-го курса в рамках практики студенты машиностроительных специальностей овладевают знаниями, умениями и навыками, соответствующими уровню рабочей профессии, например техника-механика, наладчика оборудования (станков, линий, приборов), оператора станков с программным управлением, слесаря механосборочных работ.
У студентов-механиков, например, на площадке нашего партнера ОАО «БЕЛАЗ» с использованием мощностей Центра компетенций БЕЛАЗ, появляется возможность начать длительную подготовку по программе «водитель-испытатель». Для ее освоения студенту понадобятся водительские права категорий «B» и «С», а также допуски для высотных работ и для обслуживания электроустановок до тысячи вольт.
Раньше до 2-х недель ценного времени на производственной площадке уходило только на различные инструктажи и получение допуска к определенным видам работ. Данные курсы студенты Горного смогут пройти в рамках факультативных занятий.
Более того, в Центре компетенций «БЕЛАЗ» при Горном университете для этого имеется динамический тренажёр-симулятор кабины карьерного самосвала и обучающая VR среда. Пригодятся теоретические знания и навыки о гидроприводе и электроприводе, которые также могут быть получены при освоении программы дополнительных профессиональных компетенций. Практиканты приедут в Жодино с пониманием, как подступиться к сложной машине и знаниями об ее устройстве, правильной и безопасной эксплуатации. Финалом программы, на более старших курсах, станет получение сертификата об освоении рабочей профессии.
«Летнюю практику по окончании 3-го курса студенты будут проходить уже в статусе стажёра по направлению своей специализации. В рамках того же машиностроительного производства предстоит разработка документации в конструкторском отделе или студент пойдёт в цех оператором станков с ЧПУ или наладчиком оборудования.
По окончании каждого вида практик предлагается оценивать уровень производственных компетенций в 2 этапа, непосредственно на предприятии с участием куратора-наставника и в университете при защите отчета перед аттестационной комиссией.
К её работе предполагается подключать и сторонних специалистов, например, из Ростехнадзора» – рассказал Сергей Лавренко, заведующий кафедрой практических навыков и опыта.
Практика после 3-го курса посвящена овладению профессией на уровне специалиста среднего звена. Сохраняется и возможность добирать рабочие компетенции. Тем, кто уже получил первичные навыки по управлению карьерным автосамосвалом, можно, пройти программу по программе «Оператор роботизированной и беспилотной карьерной техники».
«Для этого в Центре компетенций БЕЛАЗ размещено рабочее место оператора автономного транспорта, с помощью которого можно будет дистанционно управлять транспортными комплексами, которые находятся на полигонах «БЕЛАЗа» и компаний-партнеров. Подобное в России реализовано впервые. Студенты имеют возможность освоить систему управления горным транспортом «Карьер», разработки компании «Цифра» с эмуляцией центральной диспетчерской и образцы бортовых систем в стендовом исполнении» – сказал Сергей Лавренко.
К моменту получения диплома о высшем образовании у студента Горного будет уже 8 подтвержденных сертификатами программ дополнительных профессиональных компетенций. Понятно, что для будущего работодателя такой специалист станет настоящей находкой.
На 4-м году обучения практика предусматривает закрепление навыков и опыта в рамках выбранной профессии. Например, для студентов, выбравших в качестве траектории карьерного развития проектную деятельность, дополнительно на факультативах могут быть изучены и закреплены во время практики в проектных институтах навыки работы в различных программных продуктах, той же автоматизированной системе nanoCAD и других.
После 5ого курса происходит окончательное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками по специальности и специализации.
Шестой курс – выход на преддипломную практику. Если предыдущие периоды посвящались формированию тех или иных навыков, то заключительный этап подразумевает приобретение производственного опыта в течение 4 месяцев работы на производственных площадках предприятий-партнеров.
Сергей Новиков, директор Института академических и производственных навыков, рассказал, что образовательная концепция Горного поддержана производственниками практически единодушно, а около 10 крупнейших компаний уже выразили готовность к совместной работе, в частности по полигонам.
«Подобное сотрудничество разрушает отживший стереотип, когда представители бизнеса говорили вузам: ваша задача – готовить кадры, а наша – платить налоги, которые пойдут, в том числе на финансирование образования. Сегодня реальный сектор экономики понимает, что университеты работают в интересах индустрии, и невозможно говорить о качественной подготовке специалистов, если сам заказчик не проявляет инициативу и минимизирует своё участие в образовательном процессе.
Мы увеличиваем сроки и углубляем содержание производственных практик, в том числе и для того, чтобы предприятия не тратили время и деньги на переобучение сотрудников.
Задача Института в работе со сторонними площадками – договориться о проведении практики, согласовать условия, сформировать задания для ребят, контролировать ведение паспортов производственных навыков. Кроме того мы должны понимать где будут проживать наши студенты, сколько раз в день питаться, обеспечены ли они спецодеждой. А главное, чтобы ребята понимали в деталях, куда они едут, чем будут заниматься и каков ожидаемый результат» – рассказал Сергей Новиков.
Сотрудничество университета с индустриальными партнёрами не прекращается и в отношении дипломированных специалистов. Речь может идти не только о повышении квалификации в рамках дополнительного послевузовского образования. Например, через участие в аттестации молодых специалистов.