В России конец 2014 года, как мы помним, принёс девальвацию рубля и резкое падение уровня жизни. Экономика Европы и США, напротив, ощутила тогда глоток свежего воздуха, впервые после затяжного кризиса 2008 года. Как следствие – рост интереса к бизнес-образованию и повышение его престижности.
Медианная зарплата выпускников программ MBA (магистр делового администрирования) тогда за год увеличилась в США на 69%, в Европе на 57%. Соответственно начала стремительно расти и плата за обучение. Сегодня в США она минимально составляет 50 тысяч долларов, в Европе – от $20000. В самых престижных учебных заведениях, таких как бизнес-школа Чикагского университета, плата за обучение превышает $160 тысяч в год.
Однако уже очевидно, что пик роста популярности MBA на Западе уже позади. Интерес к программам снижается прямо пропорционально распространению негативизма в отношении перспектив глобальной экономики. Сокращение спроса усиливает конкуренцию между учебными организациями.
Американские бизнес-школы начали сокращать продолжительность курсов, чтобы слушатели могли сэкономить на оплате. Ещё несколько лет назад стандартная программа MBA в США длилась 22 месяца или 720 академических часов. Сегодня годичные программы стали нормой. Это ближе к европейской традиции MBA, но там они позиционируются как дополнительное образование для руководителей с опытом. То есть таких людей, которым не требуется организовывать межкурсовую практику и преподавать азы менеджмента.
Под нож попадает и преподавание управленческой культуры ESG (ответственное отношение к окружающей среде, персоналу и социуму). В 2010-е годы умение не выпадать из этого формата стало едва ли не главной компетенцией в корпоративном управлении. Девизом ESG можно назвать слоган: бизнес – это не игра с нулевой суммой (когда выигрыш одной стороны всегда означает проигрыш другой).
Сегодня его регулярно используют в своей риторике Си Цзиньпин и другие китайские руководители. Америка наоборот, вот уже год, с октября 2022 года, живёт в парадигме новой стратегии национальной безопасности. Главное в ней – противодействие китайскому глобализму и ослабление могущественного восточного конкурента.
Потенциальные слушатели курсов MBA ощущают «разброд и шатания» в управленческой науке и всё чаще придерживаются стратегии «Чума на оба ваши дома!». Россия стала первой страной, где подобные настроения уже конвертировались в заметный спад интереса к бизнес-образованию.
У нас ситуация развивается вопреки общему тренду. Статистика 3-го квартала 2023 года показала, например, взрывной рост выручки в сегменте онлайн-образования: в сфере обучения разработке программных продуктов рост на 72%, в детском образовании – на 44,09%, в дополнительном профессиональном – на 38,9%, в обучении иностранным языкам – плюс 23,5%. Минусовой результат зафиксирован только в сегменте бизнес образования, там за год падение выручки составило 9,47%.
Эксперты констатируют снижение спроса и по очным программам. Очевидно, что рынок на распутье. К тому же сама аббревиатура MBA скорее всего канет в лету вместе с понятием «магистратура». Пилотный проект перехода на новую модель высшего образования, стартовавший в РФ в мае текущего года, предполагает, что базовое высшее образование станет основательнее, чем преобладающие сегодня бакалаврские программы. В первую очередь за счёт акцента на освоение навыков практической работы в отраслях реальной экономики.
Управленцам такие изменения пойдут на пользу не меньше, чем инженерам-конструкторам или технологам. Именно об этом говорят сегодня на Западе. Вот, например, слова Марка Уилсона, владельца британской рекрутинговой компании Northern Recruitment (цитата из The Guardian):
«Знание современных управленческих технологий выводит профессионалов из их узкого дисциплинарного пузыря, заставляет мыслить на уровне предприятия в целом. Сотрудники, использующие инструменты делового администрирования в дополнении к пониманию отраслевой специфики того или иного бизнеса, способны привнести в работу компании ранее непредвиденные конкурентные преимущества и помочь по-новому взглянуть на застарелые проблемы».
Однако опрос американского Совета по приёму в магистратуру по менеджменту, проведённый в мае 2023 года, показал, что спрос на совершенно нехарактерные ранее для США укороченные программы MBA вырос уже до 50%. Студентам нужна сниженная плата за обучение, а пробелы в знаниях и практических навыках они надеются восполнить самообразованием. С этим трендом Америка рискует утратить приоритет в управленческой науке. У всех остальных появляется шанс занять место фаворита.