Перейти к основному содержанию

Высокоскоростные магистрали в России будут строить двоечники

Рельсы
© David Herron, unsplash.com

Железнодорожное путешествие из Петербурга в Москву к 2030-му году может сократиться с 3 часов 55 минут до 2-х с четвертью. Правда, для этого предстоит сконструировать и построить высокоскоростной поезд. Последняя информация по теме: локомотив и вагоны будут полностью отечественного производства, уже готовы дизайн и «детальная разрисовка предстоящих стадий производства».

По поводу дизайна удивляться не приходится. Профессия – одна из самых престижных в стране. Средний балл единого госэкзамена у первокурсников бакалавриата 2022/23 учебного года по направлению «дизайн» составил 81,7.

Далее к работе над поездом подключаются инженеры-конструкторы: нужно спроектировать механическую часть, пневматику и электрическое оборудование. Тут-то и начинаются проблемы. «Форпост» поинтересовался средним балом ЕГЭ по соответствующему образовательному направлению (конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств). В специалитете он составил всего 67,3. У бакалавров ещё ниже – 63 балла.

Будущие специалисты по части эксплуатации подвижного состава оказались уже совсем неучами. У студентов специалитета «Технология транспортных процессов» средний результат – второй с конца среди всех вузовских специальностей (48 баллов). Хуже только на промышленном рыболовстве (45,5 балла). Тоже, кстати, критически важная для страны специальность, учитывая наши неисчерпаемые рыбные ресурсы.

конструктор
© Ryan Ancill, unsplash.com

Остаётся надеяться на старые советские кадры. Инженеру, окончившему вуз в 1991-м, сегодня уже 55 лет. Пенсионный возраст подняли вовремя – как минимум 10 лет специалист будет оставаться в строю. Можно успеть спроектировать и рельсы проложить, но 21-й век принёс новые технологии, а значит и потребность в новых компетенциях. Дефицит молодых инженеров со знаниями в области «цифры», например, грозит застопорить работу.

Результат ЕГЭ на уровне 48 баллов свидетельствует о том, что человек зря провёл, по крайней мере, 6-8 из 11-ти лет за школьной скамьёй. Вероятно, подобный жизненный сценарий он изберёт для себя в студенчестве и затем в профессиональной карьере. С такими кадрами далеко не уедешь.

А на каких же вузовских специальностях учатся успешные школьники? Абсолютное лидерство у будущих специалистов по политологии (98,2 балла). Затем, по убыванию, идут «Зарубежное регионоведение» (97,3), «Медиакоммуникации» (92,1), «Востоковедение и африканистика» (91,1), «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (90,5) «Телевидение» (90,2). Далее (на уровне 80-90 баллов) следуют юристы, экономисты, менеджеры, актёры и музыканты, бизнес-информатика, реклама и связи с общественностью. Из более-менее массовых специальностей, не относящихся к гуманитарной и социальной сферам, средний балл выше 80 имеют только чисто научные – фундаментальная и прикладная физика и химия, математика, но и там совокупный приём менее тысячи человек.

гуманитарии
© Larisa Birta, unsplash.com

Молодые люди, очевидно, хотят видеть себя исключительно в постиндустриальном обществе: участвовать в телешоу, проводить денежные транзакции, составлять исковые заявления в суды, петь, танцевать, проливать свет на тайны семантической структуры предлогов в мёртвых языках. Конечно же, все они обеими руками проголосуют за сокращение времени поездки между Петербургом и Москвой. А как там всё устроено, на этой железной дороге, насколько велики риски поломок и аварий – об этом подумают двоечники и троечники.

Вспомним пророческую поэму Александра Твардовского «Тёркин на том свете» (1963 год):

«- Как же так - без производства, -

Возражает новичок, -

Чтобы только руководство?

- Нет, не только. И учёт.

В том-то, брат, и суть вопроса,

Что темна для простаков:

Тут ни пашни, ни покоса,

Ни заводов, ни станков.

Нам бы это всё мешало -

Уголь, сталь, зерно, стада…

- Ах, вот так! Тогда, пожалуй,

Ничего. А то беда.

Это вроде как машина

Скорой помощи идёт:

Сама режет, сама давит,

Сама помощь подаёт».

Единственным из русских царей техническим образованием мог гордиться только Николай I. Инженер-путеец. Именно ему империя обязана первой железной дорогой «Петербург – Царское село». Как знать, если бы самодержца учили плохо, не пришлось бы нам до сих пор довольствоваться конной тягой. А то, что у изобретателей первого русского паровоза отца и сына Черепановых не было диплома – аргумент разве что для недорослей.