Перейти к основному содержанию

Успех и падение «русского Форда» Алексея Мещерского

Мещерский
© Паровоз серии ОД в цехах Сормовского завода, 1903 г.

Одним из самых известных инженеров, сделавших карьеру топ-менеджеров в дореволюционной России, был Алексей Мещерский, создавший мощнейшее объединение машиностроительных заводов. Его работа могла бы сыграть такую же огромную роль в развитии российской промышленности, как дело Форда для экономики США, а имя - попасть в отечественные учебники по экономики, если бы период расцвета его деятельности не пришелся на 1917-ый год - время борьбы с капитализмом...

Второе десятилетие XX века в США и ведущих странах Запада ознаменовалось появлением крупных промышленных объединений, которым суждено было стать мотором экономического развития и оплотом военной безопасности государств в Первой и Второй мировых войнах. «Форд» и «Крайслер» в США, «Крупп» и «Хеншель» в Германии, «Виккерс-Армстронг» в Великобритании, «Рено» во Франции, «Мицубиси» в Японии, «Фиат» в Италии в начале своей истории производили не только легковые автомобили, но и военную технику вплоть до танков, а также локомотивы, вагоны, самолёты и суда. Например, в основе логотипа того же BMW лежит пропеллер, так как компании, вошедшие в автоконцерн, изначально занимались изготовлением авиационных двигателей.

Особенностью конгломератов являлась их многопрофильность и самозамкнутость - они оперативно осваивали производство практически любых новых видов техники за счет наличия в едином концерне всех необходимых для получения конечного продукта производственных и сырьевых предприятий.

Руссо-Балт
© "Руссо-Балт", 1911 год

В Российском империи ситуация развивалась аналогичным образом. В стране так же стали появляться крупные промышленные объединения, которые начинали с производства паровозов и судов, особенно важных для государства в силу его размеров. «Руссо-Балт», «Путиловские заводы», «Ижорские заводы» и «Русский Рено» в начале нового века ничем не уступали западным конкурентам. Важное место среди ведущих игроков занял трест «Коломна-Сормово» – детище Алексея Мещерского.

Алексей Павлович родился в 1867 году в имении Долгушка Витебской губернии. В дореволюционной прессе его часто именовали князем. Хотя род Мещерских, действительно, вел родословную от татарского мурзы, которому был пожалован княжеский титул и земли в рязанской Мещере, со временем семья обнищала, утратила титул и стала дворянами на воинской службе.

После смерти родителей опекуном Алексея стал старший брат Александр, который отдал его в военный корпус в Москве. Несмотря на успехи в учебе, военная карьера не прельщала молодого человека. Он твердо верил, что будущее страны за тяжелой промышленностью и решил поступить в Петербургский горный институт. Обучение в самом престижном техническом вузе страны позволило Мещерскому не только изучить накопившийся отечественный опыт в области металлургии и освоения полезных ископаемых, но и познакомиться с европейскими наработками. Студент неоднократно направлялся руководством института на практику в Бельгию и Францию.

В 1890 году только что получившего диплом Мещерского пригласил на должность инженера Богословский горный завод на Урале, а через некоторое время - Коломенский машиностроительный завод под Москвой. Это были стартовые позиции, где талантливый специалист не имел возможности выйти из-под контроля осторожного и бдительного начальства и в полной мере проявить свои организаторские способности. Пока, наконец, в 1896 году Алексей Павлович не получил должность старшего инженера Сормовского завода под Нижним Новгородом, ставшую для него прорывной.

Мещерский
© Коломенский машиностроительный завод

Предприятие, которое вот уже полвека делало знаменитые волжские пароходы, технически устарело. Новые инвесторы (крупные столичные банки: Международный коммерческий, Русский для внешней торговли и Петербургский учётно-ссудный) учредили на базе завода Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов "Сормово" и искали нового управленца, способного вывести его в число ведущих фирм металлообрабатывающей промышленности России. Конечно, они рисковали, когда делали ставку на малоизвестного горного инженера. Однако первые же шаги Алексея Павловича продемонстрировали владельцам компании отличное знание отрасли, решительность и ясное понимание стратегии развития современного производства. Очень скоро его назначили директором всего предприятия, в подчинении которого оказалось 12 тысяч человек.

Мещерский
© Сормовский завод, 1897 год

Под руководством Мещерского завод претерпел глобальную модернизацию производства, на которую было затрачено около 10 млн рублей: он построил новые железопеределочный, котельный и прокатный цеха, поменял старые станки, закупил новые мартеновские печи. На фоне начавшегося в России железнодорожного бума Сормово стало получать выгодные заказы. Поначалу сормовичи освоили производство товарных, а затем и пассажирских вагонов. В 1898 году они выпустили первый паровоз. А уже через несколько лет, в начале ХХ века, предприятие стало выпускать паровозы, вагоны, паровые машины, мостовые сооружения и металлоконструкции, листовое и сортовое железо, необходимые в связи со строительством Великой Сибирской магистрали.

Мещерский
© Выпуск 100-го паровоза на Сормовском заводе, 1899 год

Постепенно завод стал лидером в области паровозо- и судостроения, регулярно демонстрирующим технические новинки. Во время Всероссийской выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, он представил первые в стране двухпалубные колёсные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащённые электрическим освещением. Заслугой Мещерского стало и создание первых в мире теплоходов, двух самых больших в России паровых машин, дизель-электроходов, первого в России морского дизельного танкера, каравана судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты. Здесь же, в Сормово, был построен двухэтажный пассажирский вагон и первый паровоз серии С — «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России. В 1900 году паровоз Сормовского завода получил золотую медаль на выставке в Париже. К этому моменту в 48 цехах и семи технических бюро уже работало около 20 000 человек.

Конечно, такая перестройка производственного процесса требовала перемены и в кадровой политике. Мещерский ввел строгую дисциплину и всячески культивировал корпоративный дух, внушая сотрудникам, что работа в компании – это главное дело их жизни. При этом Алексей Павлович строго следил за тем, чтобы зарплата рабочим выдавалась вовремя и аккуратно, выплачивал различные социальные выплаты, включая ссуды на жилье.

Мещерский
© Сормово. Внутренний вид паровозосборочного цеха

При всех перечисленных успехах революционное движение 1905 года не обошло стороной предприятие, что подробно описано в романе Горького "Мать". Но даже в самые тяжелые недели, когда завод буквально бурлил, Мещерский по-прежнему каждое утро обходил цеха без охраны, стараясь решать на месте все возникающие проблемы. Нижегородский губернатор Гольдгойер и нижегородская полиция умоляли его быть осторожным, но он упорно вел свою линию. В пик конфликта Алексей Павлович не побоялся выйти к многотысячной толпе рабочих, вел переговоры с заводским комитетом и сумел перевести ситуацию в мирное русло.

В конце 1905 года Мещерский получил предложение стать директором-распорядителем Коломенского машиностроительного завода, выпускавшего паровозы и вагоны. Предприятие, на котором он уже работал в самом начале карьеры, нуждалось в том же радикальном обновлении, что Сормово девятью годами ранее. И амбициозный организатор промышленности согласился.

Он превратил завод в Коломне в современное многопрофильное предприятие, где началось производство дизельных двигателей, локомобилей, торфяных прессов и сельскохозяйственных машин. Именно при новом директоре Коломенские паровозы получили награды на выставках в Милане, Бордо, Буэнос-Айресе и Турине.

Свидетельством успеха предприятия является также одна из достопримечательностей Северной столицы, которая по сей день украшает город на Неве. В 1911 году завод выиграл конкурс на строительство Дворцового моста, обойдя Путиловский, Сормовский заводы и общество «Батиньоль».

Дворцовый мост
© Форпост Северо-Запад

Несмотря на новые задачи и достижение, Мещерский не забыл о своем первом детище, и в 1912 году при поддержке Петербургского международного банка он создал мощное объединение машиностроительных заводов с взаимным снабжением и разделением труда - трест «Коломна-Сормово». В него вошли два одноименных завода, Белорецкие горные заводы на Урале и Кулебакский завод в Нижегородской губернии, поставлявшие тресту металл, а также московский завод «Шестерня Цитроен» – крупнейший производитель зубчатых колёс, построенный в России французской фирмой «Ситроен». Руководителем стал сам инициатор объединения. Вот тогда и прозвали газетчики Мещерского «русским Фордом», сравнивая его с известным американским бизнесменом, который также создал полный цикл производства от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля.

Алексей Павлович был убежден, что, заручившись поддержкой банков и объединив в большой единый трест взаимоснабжающие друг друга заводы, он сумеет вывести русское машиностроение на европейский рынок. Выдающийся инженер и администратор, соприкасавшийся со всеми важнейшими отраслями тяжелой индустрии в России в период с 1905 по 1917 годы, полагал, что организаторы производства понадобятся при любой власти. Поэтому с началом революции он не эмигрировал, как многие другие успешные бизнесмены, а продолжил работать.

Мещерский
© Архив семьи Мещерских

В ноябре 1917 года Ленин предложил Мещерскому провести переговоры о создании частно-государственного треста. Он согласился, но прийти к единому мнению "главному большевику" и промышленнику не удалось. Владимир Ильич хотел получить полный контроль над предприятиями - отдавать приказы, что, в какие сроки и на какие средства производить, и чтобы бывшие директора их услужливо исполняли. Мещерский видел партнерство совершенно иначе – он верил в опыт и право управленцев на инициативу и возможность работать так, как они считали правильным. На его взгляд, повседневная жизнь треста не касалась власти, которая должна была ограничиться финансированием и госзаказами.

В итоге Алексей Павлович был назван Лениным "архижуликом". В апреле 1918 года Совет народных комиссаров национализировал промышленность, а Мещерского отправили в Бутырскую тюрьму без предъявления обвинений. В октябре его также внезапно выпустили, и бывший директор и акционер первого в России промышленного треста нелегально перешел границу с Финляндией и эмигрировал во Францию.

Скончался Алексей Павлович в ноябре 1938 года и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.