
Едва ли в мире найдётся макрорегион с большим потенциалом экономического развития, чем российская Арктика. Здесь уже сегодня добывается, например, более 80% отечественного горючего природного газа, а его запасы оцениваются более чем в 85 триллионов кубометров. Развитие круглосуточного судоходства на всей акватории Северного морского пути сделает его ключевым транспортным коридором для мировой торговли. Процесс уже набирает обороты: грузооборот за 2014-2019 годы увеличился с 4 до 31,5 миллиона тонн.
В Арктике сегодня реализуются весьма наукоёмкие инвестиционные проекты, требующие привлечения квалифицированных кадров. Важно, чтобы в экономике Заполярья не преобладал вахтовый режим работы. Арктические регионы должны жить полноценной жизнью: развивать социальную инфраструктуру, собственные научные школы, образование. Старейший университет российского Заполярья в этом смысле имеет исключительно большое значение. Исполняющая обязанности ректора Мурманского арктического университета (МАУ) Ирина Шадрина рассказала о текущей ситуации на рынке труда, о тенденциях спроса на квалифицированные кадры, высказала мнение по вузовской реформе.
– Ирина Михайловна, насколько велик сегодня, по Вашей оценке, дефицит кадров в промышленности и в целом по экономике? Какие специалисты сегодня больше всего нужны Арктике, какие будут востребованы в ближайшем будущем?
– Безработица в России в очередной раз обновила исторический минимум. Впервые с 1991 года она опустилась до 3%. Это данные агентства Интерфакс со ссылкой на Росстат за ноябрь 2023. В Мурманской области ситуация еще более обнадеживающая: уровень регистрируемой безработицы составляет всего 0,6% [или 2,8% по методике Международной организации труда].
Сегодня проблемой стала уже не безработица, а дефицит кадров. В той же Мурманской области чуть более 2-х тысяч безработных и 22 тысячи вакансий. Заявленная работодателями потребность в работниках с 2018 года возросла почти в три раза, причем «бум» пришелся на 2019-2021 годы. Рынку труда примерно в равной пропорции необходимы специалисты, как со средним, так и с высшим образованием. Причём спрос со стороны предприятий горной промышленности занимает в Мурманской области примерно половину от общей потребности.
Речь, прежде всего, идет о неуклонном увеличении спроса на специалистов в области добычи и обогащения твердых полезных ископаемых, технологий извлечения, транспортировки, хранения нефти и газа, а также производства сжиженного природного газа, разработки морской техники и оборудования. Кроме того, Арктике необходимо обеспечить воспроизводство кадров в области рыбохозяйственного комплекса, включая сохранение и развитие водных биоресурсов, совершенствование технологий их глубокой переработки. Нужны люди, способные провести техническое перевооружение предприятий рыбной отрасли.
Не менее важен приток специалистов в проекты развития Северного морского пути, включая ремонт, снабжение и бункеровку судов, развитие береговых баз и освоение Мирового океана. Нельзя оставить без внимания как текущую, так и перспективную кадровую потребность в таких областях, как туризм, педагогика и подготовка медицинских кадров с высшим образованием.
В целом к 2035 году, с учетом текущих и планируемых к реализации инвестиционных проектов, предприятия реального сектора экономики Мурманской области создадут 60 тысяч новых рабочих мест. В целом по Арктической зоне РФ – до 200 тысяч, и 30% из них будут составлять специалисты с высшим образованием. Перед вузовской системой регионов российской Арктики в этой связи стоят серьезные вызовы по обеспечению всех указанных отраслей высококвалифицированными и адаптированными к деятельности в непростых природных условиях кадрами.
– Какие пожелания в связи с вузовской реформой возникают по отношению к средней школе, какими вузы хотят видеть абитуриентов?
– В настоящее время Мурманская область сталкивается с серьезной проблемой оттока населения, как в целом, так и среди выпускников средней школы. Одновременно снижается интерес школьников к техническим направлениям, что выражается в сокращении количества выпускников, сдающих Единый государственный экзамен по физике и информатике. Некоторые идут в систему среднего профессионального образования только для того, чтобы избежать такого рода аттестации.
В связи с этим пожелания нашего университета просты и понятны: нужно добиться увеличения количества участников ЕГЭ по профильной математике, физике, информатике, химии и биологии, повысить, как общий образовательный уровень абитуриентов, так и долю талантливых молодых людей, способных к освоению продвинутых образовательных практик, сократить отток выпускников школ из региона.
Арктический университет, конечно же, всемерно способствует достижению указанных целей в активном сотрудничестве с образовательными учреждениями области. Мы ведём практически ежедневную профориентационную работу со школьниками старших классов и их родителями, а также с младшим контингентом. В частности, открываем профильные классы, где занятия проводят сотрудники МАУ. За счёт активного взаимодействия в рамках концепции «Школа – Вуз – Предприятие» создается опережающая система формирования кадрового резерва, что позволяет эффективно вести подготовку инженеров высокой квалификации для горнопромышленных предприятий, строительных организаций, предприятий ЖКХ и рыбопромышленного комплекса, машиностроительной отрасли, IT-рынка, транспорта и связи.
- В России идёт реформа системы высшего образования. Речь о пилотном проекте для 6 вузов по президентскому указу от 12 мая 2023 года. В связи с этим сразу несколько вопросов.
Насколько, по Вашему мнению, высока потребность в совершенствовании вузовской системы?
– Безусловно, необходимость в комплексной трансформации вузовской системы, включая изменение существующих и создание новых образовательных программ, назрела давно и еще более усилилась с появлением в последние годы новых вызовов национального масштаба. Современные университеты должны учитывать как минимум четыре фактора: собственный потенциал и стратегические цели развития, рыночную ситуацию, в том числе в сфере трудовых отношений, интересы стейкхолдеров, изменения в системе создания новых научных знаний и достижения образовательных результатов.
Еще одна немаловажная задача вузов – не отклоняться от траектории эволюции университета как такового, учитывать специфику высшего образования. Она должна проявляться в междисциплинарности, мультидисциплинарности, наукоёмкости и развитии у студентов нескольких типов мышления: проектного, технологического, управленческого, исследовательского, инновационного.
Хотелось бы отметить, что на пути совершенствования вузовской системы проведена уже довольно большая работа и достигнуто немало успехов. Отметим, например, проекты создания федеральных и национальных исследовательских, опорных университетов, совершенствование практической подготовки студентов, которая заключается не только в прохождении отдельных видов практик у потенциального работодателя, но и в возможности вовлекать этого работодателя в учебный процесс через практические и лабораторные занятия, лекции. Хорошим примером также является опыт совершенствования конструирования образовательных программ (ОП): появление института «руководитель ОП», выделение различных треков внутри одной программы, специализация и элективы, внедрение индивидуальных образовательных траекторий.
Мурманский арктический университет участвует в процессах совершенствования вузовской системы, соотнося эту работу с достижением задач «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», с приоритетными направлениями развития Мурманской области (стратегия «На Севере – жить!»), а также иных приоритетных направлений обеспечения технологического и кадрового суверенитета. Сочетание различных образовательных и научных направлений обеспечивает лидерские позиции нашего университета в области генерации знаний и их трансферта в необходимые для развития арктических территорий кадровые компетенции и технологии.
– Унификация базовых учебных планов в рамках ядра образования, реализуемая, например, Санкт-Петербургским горным университетом, позволяет после прохождения студентами первых 3-х семестров откорректировать их образовательную траекторию. Открываются возможности для межвузовской мобильности. Насколько подобный механизм может быть востребован в вашем вузе?
– Механизмы создания в образовательных программах «ядра образования», формирования нескольких образовательных траекторий и межвузовской мобильности широко востребованы российским университетским сообществом. Безусловный положительный вклад в развитие этих процессов вносят сетевые формы сотрудничества и включение вузов в различные научно-образовательные сообщества. Консорциум вузов минерально-сырьевого комплекса «Недра» – яркий тому пример.
Развитие межвузовской мобильности наш университет рассматривает как одно из самых востребованных и актуальных направлений. Тем более что с 2023 года в основу образовательной политики МАУ легли принципы в целом схожие с политикой Санкт-Петербургского горного университета. В МАУ уже начался переход к реализации модели исследовательской образовательной программы (ИОП). Она опирается на научные проекты арктической направленности, реализуемые в МАУ. Для каждой ИОП определяется руководитель, который контролирует соответствие требованиям индустриальных партнёров и рентабельность программы. Качество содержания ИОП оценивает Профессиональный совет, состоящий из экспертов университета, представителей академического сообщества и бизнеса.
Для всех обучающихся первого и второго курсов бакалавриата и специалитета реализуется единый блок «ядерных» дисциплин: цифровая культура; методология научно-исследовательской деятельности; глобальная арктическая повестка; проектная деятельность; предпринимательство (продуктовая методология); публичные коммуникации; ресурсные состояния; иностранный язык.
Все ИОП имеют два трека: исследовательский и технологический. Второй трек курируется не только научным руководителем из числа сотрудников университета, но и руководителем, представляющим одного из бизнес-партнеров вуза. Обучающиеся выбирают трек после 2-го курса, что обеспечивает индивидуализацию процесса обучения.
По ряду направлений подготовки набор на обучение в университет осуществляется не на конкретную специализацию или профиль, а на их совокупность, что дает студентами еще больше возможностей выбора будущей профессиональной деятельности после первого или второго курса.
– Новая структура высшего технического образования предполагает переход на подготовку инженеров сроком 5,5-6 лет. Многие идеи и решения, на основе которых создавалась эта модель, взяты из учебных планов специалитета. Действительно ли, на Ваш взгляд, современный выпускник специалитета подготовлен лучше, чем бакалавр? Актуально ли увеличение сроков обучения в нетехнических направлениях?
– Вероятно, дискуссия об оптимальных сроках обучения для различных направлений и специальностей продлится еще некоторое время. На наш взгляд необходимо в первую очередь определиться, на какие именно цели будет использоваться дополнительный временной ресурс.
Не секрет, что некоторые представители профессионального вузовского сообщества могли воспринять эту новацию лишь как повод для увеличения нагрузки. В реальности же данный процесс должен быть более сложным. Явные недостатки четырехлетнего обучения лежат на поверхности: ограниченные сроки практики, невозможность существенно варьировать и расширять дисциплины специализации, сокращение времени на углубленную теоретическую подготовку в пользу практических навыков. Наиболее очевидно данные недостатки проявились именно в технических направлениях обучения.
Поэтому, понимая важность подготовки будущих специалистов для различных отраслей экономики, Мурманский арктический университет сохранил 5,5-летнее образование по ряду ключевых для региона направлений. Таких как Горное дело, Физические процессы горного или нефтегазового производства, Судовождение, Эксплуатация судовых энергетических установок, Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, Радиоэлектронные системы и комплексы, Лечебное дело.