Перейти к основному содержанию

Экономический календарь на 21 января: самое дорогое фиаско в гражданском авиастроении

Конкорд
© Bernd Dittrich, unsplash.com

Сверхзвуковой пассажирский самолёт «Конкорд», продукт совместного франко-британского производства, 21 января 1976 года впервые вышел на линию по маршруту из Лондона в Бахрейн. До этого момента пассажирская авиация скорости звука не достигала, так быстро летали только военные.

От первого полёта 2 марта 1969 года до запуска в коммерческую эксплуатацию прошло менее 7-ми лет. «Конкорд» успел перевести первых пассажиров раньше советского аналога ТУ-144, хотят самолёт КБ «Туполев» впервые взлетел на два месяца раньше западного конкурента (31 декабря 1968 года). Выходу на линию помешали традиционные для СССР проблемы с внедрением технических разработок.

Первенство по срокам начала коммерческой эксплуатации было для французского авиапроизводителя Sud Aviation и английского BAC скорее делом престижа, чем чистого бизнеса. Известно, что 5 из 14 лайнеров, проданных «Бритиш Аирвейс» и «Эир Франс», имели символическую цену – 1 франк и 1 фунт стерлингов, соответственно, при себестоимости в полсотни миллионов фунтов. В целом рентабельность всей первой партии была отрицательной.

Производители рассчитывали на масштабирование продаж, но финансовая модель, пригодная для военной техники, как правило, не работает в реальном бизнесе. Формальным поводом к снятию «Конкордов» с эксплуатации в 2003 году стали несколько аварийных случаев, в частности катастрофа при взлёте с парижского аэропорта «Шарль де Голль». Реальная причина – в слишком высоком расходе топлива, значительных расходах на техническое обслуживание и невысоком эксплуатационном ресурсе.

Та же участь постигла и ТУ-144. Как видно из истории этого амбициозного проекта, законы рентабельности одинаковы, как для рыночной экономики, так и для плановой.