
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев в начале года заявил, что в прошлом году хорошо зарекомендовали себя практико-ориентированные задания по физике для ЕГЭ. И они будут сохранены. Только сейчас это просто кейсы, решаемые в письменном виде, а он предлагает делать это с обязательным использованием во время экзамена лабораторного оборудования.
Ранее подобная идея звучала в 2021 году, и Федеральный институт педагогических измерений высказался, что при существующем не лучшем оснащении школ подобная, безусловно, здравая идея может оказаться не реализуемой.
Стандартные требования к пунктам проведения единого госэкзамена предусматривают три типа помещений: до 100 участников, от 100 до 200 и крупные – на 200-350 выпускников. При необходимости разрешается собирать вместе и более 350 человек. Не секрет, что часто экзамен проводится в школьном спортзале при максимально возможном заполнении. Очевидно, что введение экспериментальной части удлинит время проведения в разы. А оно и без того составляет 3 часа 55 минут.
Муссирование вопроса об экспериментальной части ЕГЭ отвлекает внимание от главной проблемы – лабораторной работе в школах уделяется значительно меньше внимания, чем следовало бы.
Справка об обеспеченности образовательного процесса учебно-лабораторным оборудование по естественнонаучным дисциплинам – часть обязательной школьной отчётности. Примеры можно найти в открытом доступе. Наиболее частая формулировка: оборудование устарело или не работает.
Люди, окончившие среднюю школу в 20-м веке, как правило, вспоминают электрофорную машину: раскручиваешь ручкой прозрачное колесо, на двух металлических шарах-полюсах накапливается электричество, при достижении определённого заряда между ними проскакивает молния. Наглядная и очень эффектная демонстрация явления электростатической индукции.
В идеале список стандартного оборудования школьного физического кабинета включает 5 разделов: «Электромагнитные колебания. Оптика», «Механические колебания. Звук», «Электричество и магнетизм», «Молекулярная физика и термодинамика», «Механика». В каждом – от 4-х до 42-х единиц приборов и демонстрационных моделей.
«Революция машин» – грандиозный по своему значению технологический рывок в 19-м веке, когда люди научились массово и эффективно использовать электричество и пар, стал возможен благодаря оснащению учебных заведений качественной лабораторной базой. Лучшие мастерские, особенно немецкие, зарабатывали огромные деньги на производстве, например, моделей паровых двигателей.
Вспомним легендарные демонстрационные приборы того времени, которые были непременным атрибутом учебного процесса в реальных училищах и гимназиях Германии и Российской империи.
Торсионный маятник и Маятник Фуко позволяли ученикам экспериментировать с законами механики и понимать основы колебательных систем. Можно попытаться теоретически понять, скажем, зависимость периода колебаний от длины подвеса маятника, но наглядность процесса гарантирует моментальное озарение.
Изучение электричества и магнетизма в 19-м веке было невозможно без электромагнитов и гальванических элементов. Они помогали создавать электрические цепи и изучать законы термодинамики.
Освоение темы оптики требовало наличия в школе или училище приборов для демонстрации явлений отражения, преломления и дисперсии света. Для проведения опытов использовались линзы, зеркала и призмы, связанные с формированием изображений, углом преломления и разложением света на спектр.
Тепловые явления постигали с помощью различных типов термометров – жидкостных, газовых, термоэлектрических преобразователей, калориметров. Тепловые изолирующие устройства демонстрировали принципы теплопередачи.
Если бы нынешние школы поддерживали хотя бы этот основной перечень лабораторного оборудования в работоспособном состоянии и регулярно задействовали его на уроках, то может быть количество школьников, выбравших ЕГЭ по физике не сократилось бы со 170 до 100 тысяч человек в течение последних пяти лет.